Преступления на почве страсти / Crimes of Passion (1984)
Другие названия: «Преступления по страсти» (вариант перевода названия) / «Голубая китаянка» (Россия: кинопрокат) / «China Blue» (англоязычное название в некоторых страха).
США.
Продолжительность 107 минут (режиссёрская версия – 113 минут, версия с цензурными купюрами – 100 минут).
Режиссёр Кен Расселл.
Автор сценария Барри Сэндлер.
Композитор Рик Уэйкман.
Оператор Дик Буш.
Жанр: драма, мелодрама, триллер
Краткое содержание
Устав слушать от благоверной Эми (Энни Поттс) о вечной нехватке денег, Бобби Грейди (Джон Лофлин), владелец магазинчика по продаже электроники, берётся за разовую подработку. Ему предстоит провести слежку за блестящим модельером Джоанной Крейн (Кэтлин Тёрнер), которую шеф подозревает в продаже производственных секретов конкурентам. Наблюдение даёт неожиданные результаты. Оказывается, по ночам женщина преображается в «Голубую китаянку» — эффектную проститутку, готовую удовлетворять самые причудливые запросы мужчин. Грейди сконфужен, но не может ничего с собой поделать, испытывая всё более сильное влечение к таинственной личности…
Также в ролях: Энтони Перкинс («преподобный» Питер Шейн), Брюс Дэвисон (Донни Хоппер), Ивонн МакКорд (Шейла), Стивен Ли (Джерри), Луиза Сорель (Клаудия), Норман Бертон (Лу Бейтман), Томас Мерфи (Фил Чэмберс).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 22.05.2023
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Организаторы «перестроечного» XVI Московского международного кинофестиваля отобрали для участия в основном конкурсе «Радугу» /1989/, а в рамках следующего, XVII МКФ была устроена шикарная ретроспектива Кена Рассела, где показали в том числе его последнюю на тот момент работу с грубым, но интригующим названием «Шлюха» /1991/. Однако в более-менее широкий отечественный кинопрокат вышли (уже после развала СССР, в мае 1992-го) лишь «Преступления на почве страсти» – под заголовком «Голубая китаянка». Конечно, к тому моменту картина получила достаточно широкое распространение на видеокассетах, что вполне логично. Да и в самих США режиссёру стоила массу нервов борьба с руководством New World Pictures, отказывавшимся принимать фильм с рейтингом «X» и требовавшим сокращений, которые бы позволили получить щадящую маркировку «R». При этом успеха в кинопрокате всё равно не последовало1, зато видеорынок принёс минимум $4 млн. И такой результат представляется в общем-то закономерным.
Понятно, что смущало в расселовской постановке в момент появления. Барри Сандлер, бившийся над замыслом с конца 1970-х, предлагавший сценарий (разные версии) нескольким голливудским мастерам, подметил слишком много болезненных вещей, смущавших обывателей в разгар рейганомики. Сбивала с толку неопределённая (точнее, динамичная, меняющаяся несколько раз на протяжении повествования) жанровая природа зрелища, притом что ретроспективно можно смело говорить о предвосхищении находок мастеров XXI века – хотя бы Пона Джун Хо с многослойными «Паразитами» /2019/. Эротический триллер сосуществует с семейной драмой, а гротескная игра Энтони Перкинса, откровенно издевающегося над образом вуайериста Нормана Бейтса (к тому же, накануне вышло «Психо 2» /1983/), придаёт действу полупародийный привкус. Наконец, Кен, никогда не отличавшийся деликатностью, позволил себе ряд едких выпадов против американского образа жизни как такового, использовав в качестве главной музыкальной темы фрагмент симфонии №9 Антонина Дворжака «Из Нового Света» – в иронической обработке композитора Рика Уэйкмана.
Мотив оборотничества, свойственного не просто индивидам, а целым мегаполисам Соединённых Штатов, где дневное бытование разительно отличается от ночного – при свете ярких неоновых вывесок, доведён Сандлером и Расселом до предела. Мисс Крейн (фамилия означает ‘журавль’ или ‘цапля’, одновременно служа отсылкой к несчастной хичкоковской героине) является преуспевающим модельером, и даже подозрения владельца бренда одежды благополучно рассеиваются. Что же заставляет Джоанну каждую ночь радикально менять имидж и под псевдонимом «Голубая китаянка»2 выходить на панель, с готовностью оказывая интимные услуги – выполняя самые пикантные мужские прихоти? Явно ведь не деньги, в которых девушка не шибко нуждается: вспомним, как после ухода очередного клиента она небрежно засовывает в свёрнутую купюру использованную жевательную резинку. Разговоры про якобы полученные в раннем возрасте психологические травмы на почве сексуального насилия способны убедить разве что наивных постоянных визитёров. Вполне возможно, что здесь уместно вести речь о нимфомании, но по мере развития перипетий волей-неволей склоняешься к мысли, что Крейн нуждается, скорее, в острых ощущениях – в регулярных выбросах адреналина. И всё это – в сочетании с неустанным поиском себя, сумбурными попытками нащупать свои истинные желания. А знакомство и внезапно завязавшиеся отношения с Бобби позволяют обнаружить ещё один мотив: на поверку Джоанна боялась до глубины души испытать новое разочарование в мужчине, перед которым отважилась предстать без маски.
Кен Рассел вновь даёт волю неуёмному визионерскому дару, погружая выведенного из равновесия, утратившего покой Грейди (и, соответственно, зрителя) в кричаще пёструю, отмеченную буйством красок, завораживающую атмосферу, дополнительно распаляя воображение кадрами-врезками репродукций старых эротических рисунков, преимущественно японских. Вместе с тем эпатаж в «Преступлениях на почве страсти» не кажется самодовлеющим. Авторы остроумно противопоставляют манящий мир «Голубой китаянки» привычному (серому и унылому) существованию Бобби с благоверной Эми, давно остывшей к супругу, вечно раздражённой и эмоционально безучастной. Дело, грубо говоря, не в бассейне… Но с другой стороны не менее чётко обрисована опасность (смертельная опасность!), олицетворяемая «преподобным» Питером Шейном, чей бедный рассудок не выдержал разнонаправленных порывов души: подавленных сексуальных импульсов и истовой жажды спасти грешников. В кульминации режиссёр раскрывается специалистом по саспенсу на уровне «старика Хича»!.. И, конечно, прямой подсказкой публике являются вступительная и заключительная сцены, позволяющие сделать исчерпывающий вывод о том, какое (как ни парадоксально, благотворное) влияние пережитые события оказали на главного героя.
.
__________
1 – Кассовые сборы составили $2,9 млн. – даже меньше, чем экономно свёрстанный производственный бюджет ($3 млн.).
2 – Хотя выражение «China Blue» ещё и означает конкретный оттенок цвета (#546477 в формате HEX-кода).
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Муров Демьян. Барби с бюстом // Видео-Асс Известия. – 1998, № 38 (03). – С. 77-79.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий