Придурок / The Jerk (1979)
Другие названия: «Балда» (вариант перевода названия).
США.
Продолжительность 94 минуты.
Режиссёр Карл Райнер.
Авторы сценария Стив Мартин, Карл Готтлиб, Майкл Элиас по сюжету Стива Мартина и Карла Готтлиба.
Композитор Джек Эллиотт.
Оператор Виктор Дж. Кемпер.
Жанр: комедия
Краткое содержание
Нэвин Р. Джонсон (Стив Мартин), выросший в дружной афроамериканской семье, с удивлением узнаёт, что является подкидышем. Он решает попытать счастья в большом мире. Нэвину предстоит поработать на автозаправочной станции и в парке аттракционов, сказочно разбогатеть и, конечно же, найти любовь — красавицу по имени Мэри (Бернадетт Питерс).
Также в ролях: Стив Мартин (также в роли жонглёра котятами, в титрах как Pig Eye Jackson), Кэтлин Эдамс (Патти Бернстейн), Мэйбл Кинг (мать), Ричард Уорд (отец), Дик Энтони Уильямс (Тадж), Билл Мэйси (Стэн Фокс), М. Эммет Уолш (безумец), Пепе Серна (панк), в эпизоде Роб Райнер (водитель грузовика, подвозящий Нэвина, без указания в титрах), Гэйлард Сартейн (человек с самолётными креслами, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 16.03.2014
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Давно подмечено (и даже зафиксировано в фольклоре), что дуракам везёт – но и придурков фортуна зачастую не обходит своим вниманием. Когда начали искать экранную генеалогию Форреста Гампа, с лёгкостью покорившего Соединённые Штаты (и следом – прославившегося на весь мир), вспоминали и о современном блаженном, садовнике Чэнсе в исполнении Питера Селлерса, вечно пребывающем где-то там, и об уилльямсовском чудаке Гарпе. Но в не меньшей (а то и в большей) степени на звание предшественника всеамериканского героя с IQ, равным 75, мог претендовать Нэвин. Он тоже отправился странствовать по свету (для начала – решил перебраться из захолустного местечка где-то посреди луизианских болот в Сент-Луис), познал взлёты и падения, богатство и нищету и, разумеется, обрёл собственное счастье.
Стив Мартин начинал в качестве комика-разговорника, выступая в ночных клубах, кабаре, ведущим на концертах, а кроме того, за 1970-е успел примелькаться на телевидении, зарекомендовав себя талантливым участником юмористических и музыкальных шоу. Но триумф его первого кинематографического бенефиса (с бюджетом $4 млн.), обошедшего1 такие блокбастеры, как «Рокки II» /1979/, «Чужой» /1979/, «Апокалипсис сегодня» /1979/, всё равно был бы невозможен2 без удачно – практически безупречно! – найденного характера. Стива журили за подчас смелые гэги и шутки, включавшие ненормативную лексику (чего только стоит обидная кличка, данная приставшей к бедолаге собачонке!), и ехидное обращение к отнюдь не безобидным темам. Например, к расизму, благо что Нэвин искренне считает себя негром – и готов постоять (на манер Брюса Ли или, точнее, Джима Келли) за братьев по расе. Его даже затрагивают волны «сексуальной революции», представляемой агрессивно настроенной и напрочь лишённой комплексов Пэтти. Но подобные мелочи не заставляют актёра и кинодраматурга отклониться от главного – по сути, философского – посыла.
Свалившееся на Нэвина (как и позже – на Форреста) состояние не служит лишь поводом для обыгрывания курьёзных ситуаций, в которые попадает вчерашний бездомный, ютившийся в подсобном помещении на АЗС и в пустующем фургоне, но внезапно обнаруживший задатки нувориша и гениального изобретателя. Его секрет – в неподдельно и безмерно восторженном отношении к окружающей действительности, умении по-детски радоваться всякой мелочи (например, появлению имени и фамилии в телефонном справочнике) и конструктивно воспринимать любую ситуацию, включая… беспричинное преследование безумным убийцей. Однако Джонсону всё же не достаёт некоторых качеств, чтобы перестать быть придурком (или «балдой», как название фильма перевёл Алексей Михалёв) – и дорасти до полноценного дурака, способного пройти огонь и воду, даже не заметив выпавших испытаний. Остаётся лихо отплясывать под луизианские ритмы в окружении родных и близких, число которых пополнила Мэри.
.
__________
1 – Третье место в сезоне с результатом $42,99 млн.
2 – Во всяком случае другие совместные картины Мартина и режиссёра Карла Райнера пройдут в прокате скромнее.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий