Приключения Али-Бабы и сорока разбойников / Alibaba Aur 40 Chor (1979)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Али-Баба и 40 разбойников» (перевод индийского названия), «Али-Баба и сорок разбойников» / «Alibaba Aur Chalis Chor» (Индия: альтернативный вариант названия), «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников» / «Adventures of Ali-Baba and the Forty Thieves» (международное англоязычное название).
СССР, Индия.
Продолжительность 138 минут (индийская версия – 153 минуты).
Режиссёры Латиф Файзиев, Умеш Мехра (в титрах – Умеш Меера).
Авторы сценария Борис Сааков, Шанти Пракаш Бакши.
Композиторы Рахул Дев Бурман, Владимир Милов.
Операторы Питер Перейра, Леонид Травицкий.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, семейный фильм, мелодрама
Краткое содержание
Понимая, что старшему брату Касыму (Якуб Ахмедов) необходимо содержать лавку, Али-Баба (Дхармендра) вызывается съездить за отцом Юсуфом (Закир Мухамеджанов), от которого пришла весточка. А тем временем их родной Гульабад постигла страшная беда: заполучив в свои руки порох, сорок разбойников во главе с безжалостным Абу Хасаном (Ролан Быков) взорвали дамбу, лишив город воды…
Также в ролях: Хема Малини (Марджина), Ролан Быков (также в роли правителя Гульабада кази Нуриддина), Софико Чиаурели (Замира, мать Али-Бабы), Зинат Аман (Фатима), Ходжадурды Нарлиев (Хамид), Фрунзик Мкртчян (караван-баши Мустафа), Хамза Умаров (Ахмед Сорвиголова), Джавлон Хамраев (Мухаммед, метатель ножей), Елена Санаева (Дух пещеры), Мадан Пури (отец Фатимы).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.03.2017
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Советско-индийская дружба приносила плоды не только на внешнеполитической арене. Продюсер Ф.С. Мехра, отец Умеша, не остался внакладе, с удовлетворением наблюдая тот солидный успех, с каким картина (в несколько изменённой по сравнению с отечественной – расширенной, дополненной, в частности, двумя музыкально-танцевальными фрагментами – версии) идёт в национальном кинопрокате. Но и в СССР лента пользовалась внушительным зрительским спросом1, который бы впечатлил ещё сильнее, если б сезон 1980-го года не одарил рядом феноменально популярных кинопроизведений, начиная с «Пиратов XX века». И тут, право, сложно сказать, чья лепта в творческий процесс оказалась весомее. Да и имеет ли смысл выяснять, кому из сценаристов пришёл в голову тот или иной сюжетный поворот, кто из операторов предложил оригинальное изобразительное решение конкретных эпизодов и т.д.?! Даже в отношении интернационального актёрского ансамбля уместнее вести речь о продуктивном сотрудничестве, не о соперничестве. Сегодня уже невозможно представить себе ленту без Дхармендры и Хемы Малини (настоящих «суперзвёзд», запомнившихся хотя бы по «Зите и Гите» /1972/ и «Мести и закону» /1975/, за чьим романом и браком с замиранием сердца следила вся Индия) точно так же, как без участия наших талантливых артистов. Здесь и Софико Чиаурели в роли мудрой пожилой мамы Али-Бабы, и колоритный Фрунзик Мкртчян, с изрядной долей сарказма изображающий трусливого, мстительного, сластолюбивого караван-баши, в конечном итоге – получающего по заслугам сполна, и, разумеется, бесподобный Ролан Быков.
Мотив с переодеванием, влекущим двойной обман жителей славного Гульабада, является ключевым. Отвага участников группы «Джигиты Кыргызстана», отвечавших за сложные конные трюки, безусловно, восхищает, а лихие налёты разбойников на купцов и изощрённая интрига с предательством, игрой на человеческих слабостях, убийствами – заставляют увлечённо следить за экранными перипетиями. Но помимо обещанных в названии приключений постановка Мехры и Латифа Файзиева покоряет и неожиданно тонким и глубоким, без скидок на детско-семейную специфику зрелища анализом, скажем так, политэкономического толка. И в общем-то нет ничего удивительного, что в данном отношении в воззрениях сына парламентской республики, участвовавшей в Движении неприсоединения, и представителя ведущего социалистического государства обнаружилось несравненно больше сходств, нежели различий. Козни Абу Хасана, накопившего несметные сокровища, раз за разом грабя караваны и одновременно – обирая до нитки подданных благодаря ловко подстроенным (по сути, самим же собой) бедствиям, не забывая при этом выступать с длинными популистскими речами, видится ёмкой, разоблачающей метафорой. Вот чем становится власть, уходящая, прибегая к безотказным приёмам манипуляции общественным сознанием, из-под контроля народа! Вместе с тем беспомощность или даже соучастие в преступлениях сильных мира сего не должны служить оправданием бездействию самих людей. Рано или поздно перед каждым станет выбор, как поступать – из эгоистических побуждений или же по совести. Принесла ли Касыму радость безудержная погоня за богатством (с определённого момента – ловко подстёгиваемая красавицей Фатимой), заведшая в злополучную пещеру? А вот Али-баба, взявший ровно столько золотых монет, сколько требовалось для восстановления дамбы, одержал верх над негодяями, включая двуличного правителя, и жил долго и счастливо с любимой Марджиной.
.
__________
1 – По 52,8 миллионов проданных билетов на серию.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий