Приключения хитроумного брата Шерлока Холмса / The Adventure of Sherlock Holmes’ Smarter Brother (1975)
Другие названия: «Хитроумный брат Шерлока Холмса» / «Sherlock Holmes’ Smarter Brother» (рекламное название).
Великобритания, США.
Продолжительность 91 минута.
Режиссёр Джин Уайлдер.
Автор сценария Джин Уайлдер на основе персонажей Артура Конан Дойла (без указания в титрах).
Композитор Джон Моррис.
Оператор Джерри Фишер.
Жанр: комедия, криминальный фильм, музыкальный фильм, детектив, мелодрама
Краткое содержание
Шерлок Холмс (Дуглас Уилмер) сообщает доктору Джону Ватсону (Торли Уолтерс), что намерен доверить одно из дел своему младшему брату Сигерсону (Джин Уайлдер), о существовании которого его друг и помощник не знал. Послание поручено доставить сержанту Орвиллу Стэнли Сэкеру (Марти Фельдман), обладающему феноменальной памятью. Сиги не слишком рад известию, но времени на раздумье не остаётся: в гости приходит женщина (Мэдлин Кан), просящая о помощи в деликатном вопросе.
Также в ролях: Дом ДеЛуиз (Эдуардо Гамбетти), Лео МакКерн (профессор Мориарти), Рой Киннир (Финни), Джон Ле Мезюрье (лорд Редклифф), Джордж Сильвер (Брунер), Джон Холлис (подручный Мориарти, стрелок), в эпизодах (без указания в титрах) Мел Брукс (жертва льва, озв.), Альберт Финни (посетитель оперы).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.03.2024
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Ходит упорный слух, что Джин Уайлдер предлагал осуществить постановку этого фильма Мелу Бруксу, но тот якобы не согласился из соображений, что ему будет сложно снимать пародию по чужому (написанному не по собственному почину) сценарию. А ведь мэтр ещё раньше озвучил догадку, что теперь, после успешного освоения навыков кинодраматурга, лишь вопрос времени, когда актёр возьмётся за режиссуру, чтобы элементарно защитить свои замыслы от вольных и невольных искажений. В «Приключениях хитроумного брата Шерлока Холмса», бесспорно, чувствуется влияние признанного мастера, не отказавшего свежеиспеченному коллеге в таком пустяке, как озвучивание эпизодического персонажа (жертвы льва). Да и приглашение Марти Фельдмана с Мэдлин Кан, с которыми Джин накануне блеснул в «Молодом Франкенштейне» /1974/1, представляется абсолютно закономерным и естественным. Вместе с тем солидный коммерческий успех ($20 млн. кассовых сборов при бюджете $2,8 млн.), не говоря уже про весьма и весьма достойный художественный результат, всё-таки не объяснить исключительно бруксовскими уроками.
Не исключено, что кто-то сочтёт некоторые гэги и комические ситуации (например, с конфузом на балу Сигерсона и Орвилла, чудом не расчленённых циркулярной пилой) чересчур смелыми, отдающими дурным вкусом, но притом вряд ли сумеет удержаться от дикого хохота. Режиссёр-сценарист принципиально оставил в неприкосновенности светлые образы Шерлока и доктора Ватсона, в подтверждение искренности намерений пригласив Дугласа Уилмера и Торли Уолтерса, ранее исполнявших эти роли (правда, в разных проектах). Но в остальном – по максимуму насытил действие юмором, озорством, даже вопиющим нонсенсом, что очень забавно само по себе, если вспомнить, какой упор Артур Конан Дойл делал на логику и рационализм (по крайней мере в литературных произведениях). «Хитроумность» Сигерсона не идёт ни в какое сравнение с безотказным дедуктивным методом старшего брата, чьей славе гениального частного сыщика по-чёрному завидует, зато у него есть другие полезные навыки: от фехтования до виртуозного владения искусством танцовщика и певца. Да и сержант полиции, несмотря на редкостный талант к запоминанию сведений на слух, даст сто очков вперёд несообразительному инспектору Лестрейду в умении попадать в глупые положения. Мало того, Уайлдер обнаруживает похвальную щедрость, предоставляя каждому артисту возможность вдосталь посмешить публику. Вспомним хотя бы, во что выливается обычный диалог (с занудным торгом по поводу места передачи украденного сверхсекретного документа) оперного певца Эдуардо Гамбетти с профессором Мориарти, чей мозг без устали работает над планированием зловещих преступлений, желательно – государственного масштаба. Так ярко дебютировавший, Джин ещё несколько раз вернётся в режиссёрское кресло, но, пожалуй, с менее впечатляющими результатами.
.
__________
1 – А с последней (излучающей сексапильность красавицей) – ещё и в уморительных «Сверкающих сёдлах» /1974/.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий