Приключения Майло и Отиса / Koneko monogatari (1986)

Приключения Майло и Отиса / Koneko monogatari (1986)Полнометражный фильм.

Другие названия: «История котёночка» / «История котёнка» / «A Kitten’s Story» (варианты перевода названия), «Приключения Чатрана» / «The Adventures of Chatran», «Приключения Майло и Отиса» / «The Adventures of Milo and Otis» (международное англоязычное название).

Япония.

Продолжительность 90 минут (англоязычная версия – 76 минут).

Режиссёр Масанори Хата, ассоциированный режиссёр Кон Итикава.

Автор сценария Масанори Хата, автор сценария англоязычной версии Марк Зальцман.

Композитор Рюити Сакамото, композитор американской версии Майкл Боддикер.

Операторы Хидэо Фудзи, Синдзи Томита.

Жанр: приключенческий фильм, драма, семейный фильм

Краткое содержание
Стремительный поток реки уносит котёнка Чатрана, или Майло (кот Чатран), прочь от мамы-кошки, и он теряется на лоне дикой природы. Детёныша поджидает масса опасностей: змеи, медведь, енот, норовящий присвоить пойманную рыбу… К счастью, у стремительно растущего Чатрана есть верный друг — щенок Пускэ, или Отис (пёс Пускэ), который спешит на помощь потерявшемуся товарищу.

Также в ролях: Кёко Коидзуми (поэтическая декламация, озв.), Сигэру Цуюки (рассказчик-повествователь, озв.), Дадли Мур (рассказчик-повествователь, озв., американская версия)

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.08.2024

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Приключения Майло и Отиса / Koneko monogatari (1986)
Котёнок. Его история

У нас, увы, получил распространение перевод названия картины с англоязычного варианта, где главных действующих лиц наделили другими (привычными для заокеанской  аудитории) кличками. Топ-менеджмент Columbia Pictures, приобретя права на прокат постановки Масанори Хаты на территории США и Канады, распорядился о сокращении ленты на 15 минут, о приглашении нового композитора (Майкла Боддикера), наконец, о привлечении Дадли Мура в качестве рассказчика-повествователя. Версия, выпущенная на экраны 25-го августа 1989-го, получилась в целом неплохой, а $13,3 млн. кассовых сборов наверняка послужили весомым доводом для руководства TriStar Pictures устроить ещё более масштабную премьеру (27-го октября того же года) «Медведя» /1989/ Жана-Жака Анно. Тем не менее, отдавая должное таланту знаменитого комика, привнёсшего в повествование задор и вполне уместный добродушный юмор, не могу не возмутиться привычкой американцев беспардонно обращаться с зарубежными кинопроизведениями. Дело даже не в купюрах, коснувшихся по преимуществу моментов, показавшихся жестокими (и грозивших спровоцировать недовольство защитников прав животных). Была вырвана с корнем философия, положенная в основу японского фильма, задававшаяся – наряду с сюжетными перипетиями – в перемежающих действие поэтических декламациях в исполнении Кёко Коидзуми.

Приключения Майло и Отиса / Koneko monogatari (1986)
Щенок. Лучший друг

Масанори Хата, выпускник биологического факультета Токийского университета, успел поработать в научно-популярном кинематографе – но сравнительно недолго, так как покинул компанию Gakken Co., Ltd. из-за творческих разногласий. Он получил на родине известность как эссеист-натуралист и зоолог-энтузиаст, учредивший на восточном побережье острова Хоккайдо заповедник Царство животных Мицугоро. В реализации идеи полнометражной кинокартины оказал неоценимую поддержку Кон Итикава, кинематографист искушённый, получивший признание благодаря очень разным работам (от военных драм до документальной «Токийской олимпиады» /1965/). Страшно вообразить, сколько терпения, упорства, искренней любви к подопечным потребовалось авторам, трудившимся на протяжении четырёх лет – отснявшим сто двадцать тысяч метров киноплёнки на 74 часа (!) проекции. Их соотечественники по достоинству оценили трогательную, местами забавную, местами напряжённую «Историю котёночка», уверенно занявшую первое место в сезоне1. И это абсолютно закономерно!

Приключения Майло и Отиса / Koneko monogatari (1986)
Вместе веселее

Наличие моментов, когда становится не на шутку боязно за Чатрана, то едва не тонущего в бурном водовороте реки, то вступающего в схватку с медведем (поразительно, но разъярённый топтыгин в итоге ретировался), то падающего в глубокую яму, не помешало Министерству образования, науки и культуры Японии официально порекомендовать фильм для демонстрации в школах. Гуманистический пафос истории не просто не вызывает сомнений – кажется заразительным. Редкий зритель не будет сопереживать котёнку окраса оранжевый табби, любознательному, непоседливому, открывающему необъятный окружающий мир, полный опасностей, но и радостей. В какой-то момент невольно ловишь себя на мысли, что и за ним, и за Фускэ следишь, практически как за людьми – во всяком случае как за существами, не обделёнными эмоциями, демонстрирующими признаки разума. Мало того, происходит маленькое чудо, когда Чатран незаметно (буквально на наших глазах!) вырастает – и за полтора часа экранного времени превращается во взрослую ответственную личность, став отцом обширного семейства. На сеансе сложно не почувствовать особое мироощущение, не совсем совпадающее с западными учениями пантеистического толка. Понятие моттаинай, даже сегодня не сводящееся к утилитарной – экологической – составляющей, уходит в глубь веков, отражая специфическое (и, пожалуй, отдалённо родственное русской традиции) отношение человека к природе, вошедшее неотъемлемой частью в синтоистические верования.

.

__________
1 – Посещаемость составила 7,5 млн. человек (с учётом других стран – чуть выше 12 млн.!), и выручка ¥5,4 млрд. многократно перекрыла затраты в размере ¥800 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+