Принц города / Prince of the City (1981)

Принц города / Prince of the City (1981): постер

Полнометражный фильм (награда Пасинетти на Венецианском международном кинофестивале, номинация на «Золотой глобус»).

США.

Продолжительность 167 минут.

Режиссёр Сидни Люмет (номинация на «Золотой глобус»).

Авторы сценария Джей Прессон Аллен, Сидни Люмет (номинация на «Оскар») по книге Роберта Дейли.

Композитор Пол Чихара.

Оператор Анджей Бартковяк.

Жанр: криминальный фильм, драма

Краткое содержание
Дэниел Чиелло (Трит Уильямс, номинация на «Золотой глобус»), руководящий подразделением по борьбе с наркотиками Департамента полиции Нью-Йорка, соглашается на сотрудничество с отделом внутренних расследований. За два года работы под прикрытием ему удаётся собрать доказательства, изобличающие несколько десятков коррумпированных блюстителей закона и видных представителей преступного сообщества. Однако чем дальше, тем сильнее Дэниел запутывается сам.

Также в ролях: Джерри Орбах (детектив Гас Леви), Ричард Форонджи (детектив Джо Маринаро), Дон Биллетт (детектив Билл Мэйо), Кенни Марино (Дом Бандо), Кармайн Кариди (детектив Джино Масконе), Тони Пейдж (детектив Раф Альварес), Норман Паркер (помощник прокурора Рик Каппалино), Пол Рёблинг (помощник прокурора Брукс Пэйдж), Боб Балабан (Сантамассино), Джеймс Толкан (помощник прокурора Джордж Полито), Линдсей Краус (Карла Чиелло), Лейн Смит (Таг Барнс), Лэнс Хенриксен (Д.А. Бурано), в эпизоде Алан Кинг (в роли самого себя, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.07.2016

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Принц города / Prince of the City (1981): кадр из фильма
Дэниел под подозрением

Было бы интересно, если б постановку осуществил Брайан Де Пальма, намеревавшийся, к тому же, предложить заглавную роль Джону Траволте: ещё в «Проколе» /1981/ звукооператор Джек вспоминал, что какое-то время, до прихода в малобюджетный кинематограф, работал в правоохранительных органах, участвуя в операциях по выведению на чистую воду коррумпированных стражей закона. Между прочим, в «Принце города» тоже воспроизводится ситуация, когда из-за сильного волнения (и, соответственно, обильно выделяющегося пота) из аккумуляторов подслушивающего устройства вытекает кислота, причиняя агенту дикую боль… Однако женщина-кинодраматург Джей Прессон Аллен, считавшая, что книга Роберта Дейли «Принц города: история полицейского, который знал слишком много» /1978/ идеальна именно для Сидни Люмета, оказалась права. Выдающийся режиссёр и сам почувствовал, что материал позволит глубже и основательнее раскрыть тему, чем это имело место в «Серпико» /1973/, и, выдвинув пару условий (отсутствие «звёзд» и трёхчасовая продолжительность фильма), ответил согласием. Здесь обязательно следует добавить, что Фрэнк Серпико хорошо знал Роберта Леучи, выведенного на экране как Дэниел Чиелло, и лично (вместе с Дэвидом Дёрком) убеждал коллегу пойти на сотрудничество с Комиссией Кнэппа.

Принц города / Prince of the City (1981): кадр из фильма
Попал в переплёт

Люмет, бесспорно, потрудился на славу – и даже перестарался, уложившись в $8,6 млн., чем спровоцировал недовольство боссов киностудии, выделивших на съёмки $10 млн. и заявивших, что экономия вызовет трудности с составлением бухгалтерской отчётности. Хотя картина прошла в национальном кинопрокате скромно, собрав $8,1 млн., да и не вызвала особого художественного и общественного резонанса, постепенно у «Принца города» появлялось всё больше поклонников. Впечатляют не только захватывающие коллизии как таковые, дополнительно усиленные благодаря блестящему1 изобразительному решению, когда стремление полнее выразить душевное состояние персонажей (в духе импрессионизма!) не разрушает аутентичности. На мой взгляд, ещё ценнее, что авторам удалось осмыслить проблему подлинно диалектически. Привычный драматургический конфликт между чувствами и долгом постепенно принимает такой масштаб и такую остроту, что этот гордиев узел, кажется, уже не разрубить. Сидни добился цели, которую преследовал, – оставить на усмотрение зрителя решать, кем являлся Чиелло: героем или предателем? Человеком, беззаветно служившим высоким идеалам, без колебаний рисковавшим жизнью (своей и членов семьи), чтобы сделать окружающий мир чуточку лучше – чтобы покарать преступников и подлецов? Или же нечистым на руку полицейским, всего лишь пытавшимся отвести обвинения от себя, но всё равно – безнадёжно запутавшимся и вынужденным, спасая собственную шкуру, сдавать друзей? Вопрос ставится и более глобально: допустимо ли ради очищения рядов правоохранительных органов превышение полномочий – или риск превращения, говоря словами Шарапова, закона в кистень неприемлем для общества в принципе? Причём здесь мало чем поможет анализ игры Трита Уильямса, в трактовке которого тот, кто когда-то чувствовал себя «принцем города», уже не видит выхода из ситуации. Казалось бы, истина – на стороне Дэниела: судья не отменяет приговор, не приняв доводов адвоката крупного криминального авторитета, а высокопоставленный представитель Фемиды, ознакомившись с фактами и внимательно выслушав мнения сторонников и противников Чиелло, заявляет, что Правительство США не будет выдвигать обвинений. Однако заключительные кадры красноречиво свидетельствуют: не каждый согласится пожать руку «тому самому детективу», позже подвизавшемуся на преподавательском и литературном поприщах.

.

__________
1 – Соответствующая похвала особенно лестно прозвучала в устах японского мэтра Акиры Куросавы!

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+