Прирождённые убийцы / Natural Born Killers (1994)

Прирождённые убийцы / Natural Born Killers (1994): постерПолнометражный фильм.

США.

Продолжительность 118 минут (режиссёрская версия – 122 минуты).

Режиссёр Оливер Стоун.

Авторы сценария Дэвид Велос, Ричард Рутовски, Оливер Стоун по сюжету Квентина Тарантино.

Композитор Брент Льюис.

Оператор Роберт Ричардсон.

Жанр: криминальный фильм, драма

Краткое содержание
Доставляя очередной заказ, Микки Нокс (Вуди Харрельсон) не знал, что встретит свою судьбу — красавицу Мэллори (Джульетт Льюис), живущую вместе с отцом (Родни Дэнджерфилд), развратником и мужланом, матерью-мещанкой (Эди МакКлург) и младшим братом Кевином (Шон Стоун). Начав с расправы над родителями девушки, влюблённая пара отправляется колесить по Америке — и вскоре обретает славу в качестве массовых убийц. Однако по их следу уже идёт детектив Джек Скагнетти (Том Сайзмор).

Также в ролях: Роберт Дауни-мл. (Уэйн Гэйл), Томми Ли Джонс (Уорден Дуайт МакКласки), Эверетт Квинтон (Уорден Вурлитцер), Джаред Харрис (парень из Лондона), Прюитт Тэйлор Винс (Уорден Кавано), Рассел Минс (старый индеец), Лэнни Флаэрти (Эрл), О-Лэн Джонс (Мейбл), Дэйл Дай (Дэйл Ригли), Бальтазар Гетти (работник АЗС), Джесси Рутковски (молодая девушка), Эшли Джадд (Грейс Малберри, удалённые сцены), Дэвид Пол (один из братьев Хан, удалённые сцены), Питер Пол (один из братьев Хан, удалённые сцены), Рейчел Тайкотин (Ванда Бисбинг, удалённые сцены), Эдриен Броуди (оператор, без указания в титрах), Джеймс Гэммон (посетитель бара, без указания в титрах), Марк Хармон (Микки Нокс в телевизионной реконструкции Гэйла, без указания в титрах), Арлисс Ховард (Оуэн Тафт, помогший Микки и Мэлори / демон, без указания в титрах), Борис Карлофф (Чудовище Франкенштейна, без указания в титрах), Дон Мерфи (тюремный охранник, без указания в титрах), Ричард Рутковски (заключённый, без указания в титрах), О.Дж. Симпсон (в качестве самого себя, на кадрах телехроники, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.11.2013

Авторская оценка 10/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Прирождённые убийцы / Natural Born Killers (1994): кадр из фильма
Встреча возлюбленных

Оливер Стоун взял за основу оригинальный сценарий, написанный Квентином Тарантино, который, правда, остался недоволен изменениями, внесёнными режиссёром вместе с дебютантами Дэвидом Велосом и Ричардом Рутовски и какое-то время – требовал изъятия своего имени (как автора сюжета) из титров. Признанный мастер, обращаясь к столь рискованной тематике (привлекая, к тому же, наиболее интенсивные, действенные, потенциально разрушительные средства эмоционального воздействия), явно не желал вольно или непреднамеренно выступить пропагандистом явления, самим же подвергаемого яростному и бескомпромиссному развенчанию, – насилия. Колкие намёки на «Бешеных псов» /1992/ (хотя бы из-за использования фамилии Скагнетти, которую носят персонажи-полицейские; да и на главную роль первоначально рассматривалась кандидатура Майкла Мэдсена) призваны лишний раз подчеркнуть дистанцию по отношению к представителю молодого, «чересчур циничного» поколения. Впрочем, даже если подобное не кажется оправданным, ещё более наивными видятся упрёки, посыпавшиеся в адрес самих создателей «Прирождённых убийц». Несмотря на сравнительно мягкий – присвоенный после ряда сокращений – рейтинг R, фильм (к слову, очень неплохо прошедший в прокате, собрав при бюджете $34 млн. $50,28 млн.) спровоцировал неоднозначную реакцию, вплоть до гневных обвинений сенатора-республиканца Боба Доула и уверений прессы, что под влиянием ленты было совершено несколько преступлений. Впору говорить о справедливости поговорки про зеркало, на которое (в данном случае – на произведение искусства) не следует пенять по вполне понятным причинам!

Прирождённые убийцы / Natural Born Killers (1994): кадр из фильма
Подготовка к интервью

Дерзко новаторский подход Стоуна не сводится к комплексу изумительных формальных находок, резко (буквально в одночасье) обогативших современный киноязык. Первое впечатление от безостановочного экранного действа подобно урагану, но и более обстоятельное знакомство с художественными принципами, которыми руководствовались создатели фильма, не может не вызывать искреннего уважения. Феерический «монтаж аттракционов» (фильм содержит около 3000 склеек, что пятикратно превышает условную норму и на что режиссёру потребовалось одиннадцать месяцев), свободное чередование чёрно-белого, стилизованного цветного, квазихроникального и мультипликационного изображения, смена задающего ритма, поддержанная изощрённой подборкой фрагментов музыкальных композиций, непривычно аффектированная игра актёров – вот далеко не полный перечень творческих и технических направлений, вызвавших пристальный интерес авторов-экспериментаторов. Добиваясь нужного результата посредством визуальных и звуковых образов, творя особый психоделический стиль, Оливер презрел многие предрассудки коллег, задействовав, в частности, 18 (!) разных форматов съёмки. Всё было подчинено главному – сотворению особой атмосферы, позволяющей хотя бы в малой степени приблизиться к эффекту гипнотического (местами галлюциногенного) воздействия на зрителя.

Прирождённые убийцы / Natural Born Killers (1994): кадр из фильма
Навеки вместе

Такое стремление, между прочим, идеально соответствует фабуле, придавая поведанной истории неописуемо кровавый, завораживающий колорит. Микки и Мэллори1, испытали, как водится, негативное влияние социальной среды, но нашли счастье в тот миг, когда обрели друг друга, сея зло, умерщвляя каждого встречного человека и фактически – став… общенациональными кумирами. Даже попав за решётку, парочка серийных убийц («Технически – массовых убийц», как Нокс поправит Гэйла) изыскивает способ взять ситуацию под контроль. Несколько обособлен ретроспективный рассказ о бытовании Мэллори в доме родителей (синие волосы героини Эди МакКлург являются отсылкой к «дорогой ма» Алекса из «Заводного апельсина» /1971/, а Родни Дэнджерфилд вдоволь поглумился над неизменным типажом), напоминающей типичный «ситком». Естественно, привычные для телеэкранов картины семейного счастья стопроцентных американцев, сопровождаемые обязательным «подсказывающим смехом», выворачиваются наизнанку, вызывая такое отвращение, что жестокая развязка воспринимается почти правильной…

Прирождённые убийцы / Natural Born Killers (1994): кадр из фильма
На волю!

И всё же не следует, думаю, менять местами понятия «средства» и «цель». Режиссёр едва ли смог бы добиться требуемой многозначности (а в перспективе – и нужного воздействия, поскольку технические новации имеют свойство быстро устаревать), если б не выбрал нужный эстетический базис. Как и в его предшествующих лентах, человеческая психика оказывается в «Прирождённых убийцах» не объектом или, тем более, предметом исследования. Во всяком случае не это здесь главное, как, скажем, в близких по фабуле картинах «Хладнокровно» /1967/ или «Генри: портрет серийного убийцы» /1986/: фильм не столько об убийцах, сколько о содействии тому безумию, что их вдохновляет. «Поток сознания» (очень сильный художественный приём, возведённый в ранг метода, из которого, кажется, извлечено всё, что только можно) Микки и Мэллори чётко отделяется авторами от «объективного» повествования. Однако тот факт, что образы «поневоле» (посредством разного рода комбинированных съёмок, включая полиэкран, плавного перетекания в рисованное изображение, как в сценах обручения на мосту и побега из тюрьмы, и т.д.) проникают в действительность, позволяет размыть границы между мирами – намекнуть на взаимное влияние яви, сна и фантазии. Пользуясь сделанным2 открытием, Стоун заостряет мысль об ответственности искусства, монтируя кадры (послужившие источником вдохновения для маниакальной парочки?) из таких картин, как «Франкенштейн» /1931/, «Триумф воли» /1935/, «Дикая банда» /1969/, а также – из «Полуночного экспресса» /1978/ и «Лица со шрамом» /1983/, в создании которых принимал участие в качестве сценариста. Но в первую очередь – вскрывает оборотную сторону mass media, без устали эксплуатирующих смерть, жестокость, насилие ради извлечения прибыли. Роберт Дауни-мл. воплощает колоритный образ тележурналиста Уэйна Гэйла (прототипом послужил Стив Данливи, «шок-король» из Австралии), готовящий очередной выпуск программы «Американские маньяки» у Микки с нескрываемым намерением раздуть сенсацию. Не удивительно, что именно Уэйн оказывается (для начала косвенно) повинным в разразившемся тюремном бунте и совершённом Ноксами побеге, а вскоре – переступает тонкую грань и самолично берёт в руки оружие, с упоением расстреливая охранников. Участь Гэйла предрешена: свидетелем останется камера.

Прирождённые убийцы / Natural Born Killers (1994): кадр из фильма
Контролирует ситуацию?

Данный тезис, впрочем, не снимает ответственности с общества в целом, не просто оболваниваемого и растлеваемого средствами массовой информации, но и (на всех уровнях) создающего благодатную почву для появления такого рода феноменов. Преследующий чудовищ Джек Скагнетти омерзителен, давно превратившись в такое же чудовище – лишь прикрывая законом аналогичные поступки. Не больше симпатии вызывает МакКласки – начальник исправительного учреждения, совмещающий черты аскета и садиста. Как не заслуживают понимания и уверения рядовых блюстителей порядка (в фамилии одного из помощников шерифа, Данкана Гомолки, содержится намёк на Карлу Гомолку, порешившую вместе с мужем Полом Бернардо троих человек3), деланно возмущающихся в телекамеры растущей как на дрожжах популярностью душегубов и всеобщим равнодушием к благородному делу «служить и защищать». Тем более не вызывают, как правило, ничего, кроме отвращения встречаемые Ноксами по пути типажи. Учитывая всё это, уже не посчитаешь кощунством или же красивой бравадой самонадеянное заявление Микки перед телекамерой4, что они реализуют своё «истинное призвание в жизни», являясь прирождёнными убийцами и посему на порядок превосходя окружающую социальную среду – и словно в подтверждение тому вспыхивает мятеж заключённых. Некогда модная теория Чезаре Ламброзо, пытавшегося объяснить или хотя бы выявить преступные наклонности, исходя из антропологических критериев («атавистических признаков»), язвительно скрещена с идеей Фридриха Ницше о неизбежности прихода сверхчеловека. Появление иных высших существ в современном обществе (или, точнее, в том экранном мире, что аккумулировал все его пороки и заблуждения), по Стоуну, заведомо невозможно. Микки и Мэллори удаляются в финале живыми и невредимыми (прямиком в «хэппи-энд»), с полным осознанием завершения священной миссии, помимо прочего – даруя свидетельство о себе «благодарным» потомкам.

Прирождённые убийцы / Natural Born Killers (1994): кадр из фильма
Демонические создания…

Так неужели авторы «Прирождённых убийц» не оставляют никакой надежды? Пожалуй, лишь один эпизод выходит из ряда вон, внося диссонанс в «благостную» картину зверских преступлений. Микки и сам не рад произошедшему, искренне уверяя (и Мэллори, и интервьюера), что, возможно, впервые в жизни сожалеет о совершённом убийстве – старого индейца. Причём поведанная мудрецом притча о женщине, нашедшей в лесу и выходившей замёрзшую змею, а после – укушенной ею в щёку («Слушай, стерва, ты же знала, что я змея»), доказывает, что тот сознательно избрал свою участь, ожидая встречи с демонами во плоти. Микки и Мэллори, интуитивно знающие законы добра и зла и именно в силу того воспаряющие над ними («Это всего лишь убийство. Все Божьи твари совершают его в той или иной форме», – с ухмылкой объясняет Микки), неожиданно сталкиваются с явлением, не укладывающимся в их головах. Стоун заостряет произведённый шок и не структурном уровне, подчёркивая вязкую неотступность и невообразимую таинственность видений, преследующих, вселяющих необъяснимое беспокойство, пробуждающих такое давно отринутое и забытое чувство, как совесть. Здесь проходит граница сознания, по неведению используемого человеком (не только «прирождёнными убийцами»!) как инструмент деструктивного воздействия на окружающую среду: социальную, природную, любую иную…

Прирождённые убийцы / Natural Born Killers (1994): кадр из фильма
Хаос и неразбериха

Разумеется, упомянутая категория – сознание – не оказалась обойдена вниманием кинематографистов и прежде: вопросы, исследуемые в тех или иных направлениях психологической науки (от всевозможных патологий и недугов до рефлексии над такими понятиями, как «личность», «индивидуальность», «память»), были так или иначе затронуты в «седьмом искусстве». И Оливера Стоуна хочется окрестить «последним классиком» – в том смысле, что именно он довёл до мыслимого предела и обобщения в высококонцентрированном виде практически все традиционные (годами, десятилетиями разрабатывавшиеся предшественниками) художественные решения, открыто или негласно базировавшиеся на разных аспектах восприятия. После «Прирождённых убийц» попытки продолжать поиски в том же направлении, прибегая к «потоку сознания», смешению (по уже известным художественным схемам) подлинного и вымышленного и т.п. и уже исходя из того – интерпретируя объективную реальность, едва ли способны впечатлить. Однако кинематографическая практика одновременно и подтвердила, и опровергла это предположение. Вскоре появился ряд замечательных во многих отношениях фильмов, создатели которых словно не пожелали ограничивать себя (в отличие от того же Стоуна, хотя и извлёкшего из традиционного подхода максимум) установившимися рамками и вышли на более, скажем так, глубокое понимание предпосылок самого восприятия произведения искусства. И, как следствие, открывших новые возможности для постижения действительности – как бы вопреки всем субъективным иллюзиям и ошибкам.

.

__________
1 – Вуди Харрельсона и Джульетт Льюис даже боязно хвалить за вживание в образы!
2 – Конечно, не лично – и название компании Ixtlan Corporation не случайно отсылает к трудам Карлоса Кастанеды.
3 – Кроме того, сцена избиения Микки в ходе задержания «пародирует» кадры печально известного инцидента с Родни Кингом.
4 – В основу эпизода положено интервью Чарльза Мэнсона («короля»), взятое у него в тюрьме Джеральдо Риверой.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Ростоцкий Станислав. Пощёчина общественному вкусу: новый фильм Стоуна – шедевр или провокация? // Видео-АСС Премьер. – 1995, № 27. – С. 16-18.
Прививка от «вьетнамского синдрома», или Очищающий ужас. Интервью с Оливером Стоуном // Видео-АСС Премьер. – 1995, № 27. – С. 18-20.
Кудрявцев Сергей. Рубрика СКВ (Сергей Кудрявцев видео) // Видео-АСС Премьер. – 1995, № 26. – С. 25-26.
Белопольская Виктория. Пиф-паф ой-ой-ой! «Прирождённые убийцы» арестованы в Госкино // Огонёк. – 1995, № 15. – С. 42-43.
Самсонов Г. Экранизация насилия, или Демоны среди нас // Видео-Асс Экспресс. – 1994, № 31. – С. 18-21.
Фикс С. Непростая Джульетт Льюис // Видео-Асс Экспресс. – 1994, № 31. – С. 22-23.
Горец Никита. Новый Вуди в Голливуде // Видео-АСС Экспресс. – 1995, № 31. – С. 24-26.
На островках французского ГУЛАГа // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 29. – С. 185-186.
Лавров Сергей. Московский рейтинг // Видео-Аcc ПРЕМЬЕР. – 1995, № 31. – С. 93.
Интервью Тодоровского-младшего для «Видео-Асс» // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 30. – С. 54-55.

Материалы о фильме (только тексты) 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+