Прирождённые убийцы / Natural Born Killers (1994)

Самсонов Г. Экранизация насилия, или Демоны среди нас // Видео-Асс Экспресс. – 1994, № 31. – С. 18-21.

НОВЫЙ ФИЛЬМ ОЛИВЕРА СТОУНА «ПРИРОЖДЕННЫЕ УБИЙЦЫ». ВЫШЕДШИЙ НА ЭКРАНЫ США В АВГУСТЕ 1994 ГОДА. ВЫРАЖАЯСЬ ШТАМПОВАННЫМ ЯЗЫКОМ ЖУРНАЛИСТОВ. БУКВАЛЬНО ВСКОЛЫХНУЛ УМА И СЕРДЦА ЗРИТЕЛЕЙ. И В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ. КИНОКРИТИКОВ. АМЕРИКАНСКАЯ ПРЕССА ОТДАВАЛА ЦЕЛЫЕ ПОЛОСЫ СВОИЗ ИЗДАНИЙ ДЛЯ АНАЛИЗА КАРТИНЫ И. КАК ПРАВИЛО, НЕ СКУПИЛАСЬ НА ДИФИРАМБЫ. ТАКОЕ ВНИМАНИЕ К «ПРИРОЖДЕННЫМ УБИЙЦАМ» НЕ ПРОШЛО И МИМО «ЭКСПРЕССА». МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ ЛЮБОПЫТНЫМ ОБЪЕДИНИТЬ ВСЕ САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ВЫДЕРЖКИ ИЗ СТАТЕЙ. ПОСВЯЩЕННЫХ ЭТОЙ ЛЕНТЕ. В ОЛИН ОБШИЙ ОБЗОР. ДУМАЮ. ЧТО. БЛАГОДАРЯ ТАКОМУ ПОДХОДУ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФИЛЬМЕ СТАНЕТ ЕЩЕ БОЛЕЕ ПОЛНЫМ И ВПЕЧАТЛЯЮЩИМ.

Г.САМСОНОВ

Предупреждение: этот фильм содержит живописание насилия, нецензурные выражения и шокирующие образы. Через полчаса после начала сеанса деньги не возвращаются». Такое многозначительное объявление можно было встретить на окошке кассы кинотеатров, где демонстрировалась картина Стоуна «Прирожденные убийцы» (Natural Born Killers). Впрочем, вышеозначенная характеристика ленты не являлась главной причиной преждевременного ухода зрителей из кинозала. Просто это кино совершенно не похоже на все то, что мы видели до сих пор.

18

Оливер Стоун, один из самых дерзких и противоречивых режиссеров Голливуда, поведал нам рок-н-ропльную историю о двух безумно жестоких возлюбленных, ставших, благодаря своим «подвигам», суперзвездами телевидения в ЭТОМ безумно жестоком мире, и сделал это так, как никто другой до него еще не делал. Несмотря на то, что прецеденты уже были, и самые известные из них: «Бонни и Клайд» (1967) с Уорреном Битти и Фэй Дэнауэй, «Бесплодные земли» (Badlands) (1974) с Сисси Спейсек и Мартином Шином. Однако, в отличие от трогательно-симпатичных Бонни и Клайда, невинно грабивших банки, «прирожденные убийцы» Микки и Мэллори Нокс (Вуди Харрелсом и Джульетт Льюис) действительно убивают 52 человека и совершают это не в силу какой-то веской причины, – в результате ограбления или в целях самообороны, – они лишают

19

жизни людей только потому, что те действуют им на нервы. И выглядят влюбленные голубки как настоящие убийцы-труженики: он с безумным взглядом и звериным оскалом, она – с испуганными бегающими глазками и лисьей, затравленной улыбочкой. И начинают они свою «убийственную» эпопею и долгую «дорогу в ад» по хайвэям Аризоны после того, как хладнокровно отправляют на свет родителей Мэллори.

Скорее всего, подобная кровавая история про маньяков-убийц, рассказанная на киноэкране уже сотни раз, так бы и вошла в историю, как очередная экранизация насилия, если бы не новаторский подход режиссера Оливера Стоуна и оператора Роберта Ричардсона.

Благодаря их неожиданному композиционному и изобразительному решению, картина вырвалась за рамки традиционного киноповествования. Каскад всех мыслимых изобретений и технических приемов визуального искусства, применяемых в ленте, поражает воображение. Какофония образов и символов, запечатленных в цвете и черно-белом изображении с использованием кинопленки формата Super-8 и 16 мм, а также видео, компьютерной анимации, морфинга, рапида и сквозной проекции вкупе с энергичным саундтреком и необычайно динамичным монтажом, привычным, пожалуй, лишь для любителей MTV, превращает действие фильма в своего рода буйство духа и плоти.

По сути экспериментальная и, в чем-то, авангардная природа «Прирожденных убийц» позволила Стоуну донести до зрителя свою основную идею: «Я хотел сказать в картине об американском шизофреническом любовании насилием, о том, как мы ненавидим его и в то же время уделяем ему так много внимания». «Прирожденные убийцы» – это блестящая сатира на современные средства массовой информации, делающие из отъявленных преступников настоящих героев. Вот почему карикатурными у Стоуна выглядят персонажи, представляющие американский истэблишмент, Это и обезумевший начальник тюрьмы (Томми Ли Джонс), стремящийся прославиться за счет своих заключенных; и

20

детектив (Том Сайзмор), надеющийся схватить убийц, а затем, возможно, написать бестселлер о них; и, безусловно, наиболее яркая фигура из них – австралийский тележурналист (Роберт Дауни мл.), снимающий репортажи о Микки и Мэллори для популярной телепередачи «Американские маньяки». «Убийцы, возможно, больные люди, – говорит Стоун, – но представители истэблишмента полностью развращены, как, впрочем, и сам коррумпированный и деградировавший истэблишмент».

Не лишним будет заметить, что автором оригинального сценария является ныне модный и известный режиссер Квентин Тарантино («Бешеные псы», «Криминальное чтиво»). Не согласившись с изменениями, внесенными в сценарий Стоуном и его двумя помощниками, Тарантино отказался от авторства, оставшись в титрах лишь как автор сюжета. Первоначальный сценарий показался Стоуну сюрреалистическим, а после нашумевших дел, связанных с именами Боббитов, братьев Менендес и Тони Хардинг, эта история представилась ему не иначе как сатирической. В «Прирожденных убийцах» Стоун высмеивает и прочные устои хваленой американской семьи, и садистскую, некомпетентную природу системы правосудия, и, в конце концов, алчное, жадное до сенсаций, телевидение, способное найти в заурядном преступлении черты греческой трагедии. Умышленно или нет, но Стоун романтизирует своих главных героев, делая их более привлекательными по сравнению с их преследователями. Не случайна же возникшая у тысяч телезрителей симпатия к убийцам. «Если бы я был убийцей-маньяком, я бы стал как Микки и Мэллори», заявляет мальчик в интервью репортеру в одном из эпизодов картины.

«Прирожденные убийцы» служат нам еще одним напоминанием, что демоны среди нас. И скрываются они как под личиной зла, так и добра. В фильме одной из самых запоминающихся является сцена, в которой Микки и Мэллори занимаются любовью в мотеле, а на окне их комнаты, подобно вспышкам света, мелькают кадры из популярных кинофильмов («Дикая банда», «Полуночный экспресс», «Лицо со шрамом», «Франкенштейн» с Борисом Карлоффом), а также появляются лица Гитлера и Сталина, соседствующие с насекомыми и носорогами – впечатляющая по силе воздействия метафора, символизирующая историю насилия 20-го века. В другой сцене герои являются к индейскому шаману, и на груди у них, мистическим образом загораются красные буквы, образующие слова «Демон» и «Слишком много ТВ».

По ходу просмотра ленты экранные образы настолько врываются в сознание зрителя что он словно оказывается на месте одной из жертв картины – официантки закусочной. Пуля несется по направлению к ней, на миг останавливается – мы видим ее расширенные от ужаса глаза – и через мгновение – БУМ! «Прирожденных убийц» также можно сравнить со взрывным механизмом, своего рода будильником, напоминающим осколочную бомбу.

21

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+