Прирождённые убийцы / Natural Born Killers (1994)

На островках французского ГУЛАГа // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 29. – С. 185-186.

Теперь в исправительных заведениях Франции телевизор остается включенным 22 часа в сутки (иногда заключенным удается даже смотреть по видео порнофильмы).

Раньше заключенным устраивали массовые кинопросмотры в зале. Теперь телевизоры находятся в каждой камере, и это полностью изменило привычки обитателей тюрьмы, получивших недавно и видеопроигрыватели.

Несколько лет назад девятнадцатилетняя студентка устроила кровавую ночную бойню. За Флоренсией Рей пять изрешеченных пулями трупов. Во время развернувшейся дискуссии, последовавшей за трагедией, в прокат вышел фильм, исследовавший подобную тему, – «Прирожденные убийцы» Оливера Стоуна. А сценаристы уже работают над мрачной историей Флоренсии и ее друга Одри.

Если трудно точно определить влияние кино на преступников, то обратное воздействие не представляет сложности в оценке. Сценарии зачастую пишут на основе достоверных фактов, и полицейские истории, равно как и судьбы отпетых негодяев или фактографические повествования об ограблениях касс, убийствах, побегах, взятии заложников помогали (хотя и не всегда) созданию по-настоящему хороших фильмов. Актеры типа Вентуры, Габена, Богарта обрели широкую популярность после ролей проходимцев, хулиганов, «отбросов» общества. Джон Хьюстон, Квентин Тарантино, Жан-Пьер Мельвиль, Ален Корно и многие другие режиссеры тоже раскрылись в жанре так называемого «черного кино». Благодаря кинематографу натура преступника не является больше для нас загадкой. Равно как и жизнь заключенных. «Дыра» (1959) Жака Беккера, «Большой побег» (1963) Джона Стерджеса, «Мотылек» (1973) Франклина Шефнера, «Дополнительный срок» (1984) Дени Амара, «Женщины-заключенные» (1988) Шарлотте Сильвера, «Во имя Отца» (1993) Джима Шеридана – это лишь немногие из наиболее значительных фильмов, показавших режиссерское видение тюремной жизни. А документальные ленты, вроде картины «Женщина из Флери» (1991) Жан-Мишеля Каррэ и особенно репортажа Рено Виктора, снятого в 90-м в марсельской тюрьме Бошет, приоткрыли завесу над жестокой реальностью без прикрас.

До того, как в середине 60-х Министерство юстиции приняло решение об оборудовании учреждений пенитенциарной системы телевизорами, кино в тюрьме можно было сравнить со сценой из «С Новым годом!» Клода Лелуша (1973): в черно-белом изображении (сам фильм – цветной) показана комната, заполненная заключенными, которые смотрят «Мужчину и женщину».

Теперь в исправительных заведениях Франции телевизор остается включенным 22 часа в сутки (иногда заключенным удается даже смотреть по видео порнофильмы). А многие подобные учреждения Парижа, Марселя, Страсбурга, Лица, Лиона и других городов имеют, кроме того, свой канал, который в сотрудничестве с заключенными делают студенты факультета Арт-Декорасион в небольшой мастерской, созданной несколько лет назад профессором этого факультета Ананом Моро. Программа канала включает обычно выпуск новостей, посвященный тюремным

185

службам, небольшие сообщения, образовательные передачи, дискуссии. Уникальный опыт имеет следственный изолятор де Мюрэ (департамент От-Гаронна), который в сотрудничестве с тулузским университетом занимается аудиовизуальным обучением заключенных и организует ежегодные кинематографические встречи с участием корифеев киноискусства, таких, например, как Бертран Тавернье или Анни Жирардо. Эти встречи таят для киношников некоторую опасность, так как заключенные, если им что-либо не нравится, просто покидают зал, но зато, если они заинтересованы, то нет аудитории более благодарной.

Организаторы не питают иллюзий относительно эффективности этих кино- и телезанятий, но даже минимальный результат – за год приступили к работе на студии только 25 заключенных – считают положительным. Впрочем, диплом о профессиональной подготовке в области аудиовизуальной практики тулузского университета может служить хорошей путевкой в новую жизнь для пожелавшего получить его арестанта, хотя сделали такой выбор на сегодняшний день лишь трое. Но не только диплом может стать новым шансом для заключенного: вышедший из тюрьмы Патрик Ориньяк снялся в короткометражке «A la folve» Дианы Пурис и готовится к своему первому полнометражному фильму «Воспоминания молодого заключенного», который будет автобиографичным.

А Элиан де Датур осенила мысль сделать кино не о сидельцах, а с их активным участием. Тема, заинтересовавшая ее, такова: «Каким образом они противостоят гнету тюремных стен?» Сейчас этот фильм производства Canal+ с ориентировочным названием «Так безмятежно-голубое» находится на стадии монтажа.

По материалам парижского корпункта «Видео-Асс»

Следственный изолятор де Мюрэ (департамент От-Гаронна) в сотрудничестве с тулузским университетом занимается аудиовизуальным обучением заключенных и организует ежегодные кинематографические встречи с участием корифеев киноискусства.

186

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+