Пришельцы / Les visiteurs (1993)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Визитёры» / «Гости» (варианты перевода названия), «Пришельцы – Они не вчера родились» / «Les visiteurs – Ils ne sont pas nés d’hier» (Франция), «Пришельцы» / «The Visitors» (международное англоязычное название).
Франция.
Продолжительность 107 минут.
Режиссёр Жан-Мари Пуаре.
Авторы сценария Жан-Мари Пуаре, Кристиан Клавье.
Композитор Эрик Леви.
Оператор Жан-Ив Ле Менер.
Жанр: комедия, кинофантазия, научная фантастика
Краткое содержание
В 1123-м году Годфруа Амори де Мальфет (Жан Рено) спасает своего суверена Людовика VI Толстого (Дидье Пейн), за что получает в награду титул графа Монмирайского. Однако доблестному рыцарю не суждено жениться на возлюбленной Френегонде де Пуи (Валери Лемерсье), поскольку, попав под чары ведьмы (Тара Гано), нечаянно убивает её отца-герцога (Патрик Буржель)… Колдун Эусебий (Пьер Виаль) предлагает Годфруа исправить ситуацию, переместив его вместе со слугой Жакуем по прозванию «Негодяй» (Кристиан Клавье) в прошлое. Однако всё идёт наперекосяк, и оба попадают в будущее — в современную Францию.
Также в ролях: Кристиан Клавье (также Жак-Анри Жакар), Валери Лемерсье (также Беатрис де Монмирел), Мари-Анн Шазель (Жинетта), Кристиан Бюжо (Жан-Пьер), Изабель Нанти (Фабьенн Морло), Жерар Сети (Эдгар Бернэ), Дидье Жан-Пьер Муэль (Марешаль-де-Ложи Гибон), Ариэль Семенофф (Жаклин), Мишель Пейрелон (Эдуард Бернэ), Вьер Виаль (также месье Фердинанд), Франсуа Лаланд (священник), в эпизоде Жан-Мари Пуаре (злодей, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.08.2017
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Как иногда полезно заниматься в классе посторонними делами! Во всяком случае легенда (не средневековая) гласит, что замысел фильма родился у Жана-Мари Пуаре, когда он, просматривая свои школьные тетради, обнаружил забытый рассказ, сочинённый в семнадцатилетнем возрасте – на уроке математики. Естественно, режиссёру пришлось изрядно потрудиться на пару с популярным комиком Кристианом Клавье, чтобы из четырёхстраничного наброска получился полноценный сценарий. Но игра определённо стоила свеч. «Пришельцы» пользовались колоссальным зрительским спросом во Франции, сумев завлечь аудиторию в размере 13,66 млн. человек, а в целом – собрав $98,8 млн. при бюджете FRF 50 млн. (что примерно соответствовало $9,5 млн.). Впрочем, Жан-Мари вряд ли удивился тому, что за пределами родной страны энтузиазм был гораздо ниже.
Наши соотечественники, разумеется, будут сравнивать перипетии постановки Пуаре с картиной «Иван Васильевич меняет профессию» /1973/, неизбежно отдавая предпочтение искромётной работе Леонида Гайдая. А коммерческую неудачу1 в США объяснили тем обстоятельством, что за дублирование на английский язык отвечал Мел Брукс, решивший, что произведение является чем-то родственным его «Робин Гуду: мужчинам в трико» /1993/. Это, конечно же, не так. В данном случае пародийные моменты – не главное. Прославленный комедиограф, испытавший тандем ещё на шпионской тематике и снова сведший двух «звёзд», продолжил поиски в части, скажем так, интенсификации юмора, ускоряя темп, прибегая к ураганному монтажу (по оценке специалистов, в ленте примерно две тысячи склеек при норме в 500-700), нагромождая уморительные гэги. Действительно забавно наблюдать за тем, как нервно представитель военной аристократии реагирует на обстановку будущего (вплоть до того, что запускает палицу в автомобиль!), как возмущён тем, что его принимают за буйного сумасшедшего, как недоумевает по поводу скромных запросов своих потомков, довольствующихся тем, что живут в тесной квартире вместо просторного замка. И всё-таки самую выигрышную партию (точнее, сразу две) Клавье оставил за собой. Артист со смаком разделывается со спесивыми выскочками из низов общества, вообразившими, будто пробились наверх (в данном случае – во владельцы и топ-менеджеры респектабельной гостиницы) благодаря упорному труду, а никак не хитрости, изворотливости, лизоблюдству. Если уж Жак-Анри сменил плебейскую фамилию на благозвучную, можно представить, каким потрясением станет встреча с неотёсанным, беспардонным, вечно смердящим предком – презренным слугой, пусть и мечтающим выбиться из грязи в князи. Возможно, развязка покажется грубоватой, да и в целом замысел нуждался, на мой взгляд, в более тщательной и виртуозной проработке. Но в продолжении с подзаголовком «Коридоры времени» недостатки будут устранены.
.
__________
1 – Кассовые сборы в североамериканском прокате составили всего порядка $700 тыс.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Звенигородская Наталья. Через тернии к «звёздам» – на «Ситроене» // Видео-Асс PREMIERE. – 1994, № 19. – С. 39.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий