Прислуга / The Help (2011)
Полнометражный фильм (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Другие названия: «Помощь» (вариант перевода названия).
США, Индия.
Продолжительность 146 минут.
Режиссёр Тейт Тейлор.
Автор сценария Тейт Тейлор по роману Кэтрин Стокетт.
Композиторы Томас Ньюман (номинация на «Золотой глобус» за песню The Living Proof на музыку Томаса Ньюмаса, Мэри Джей Блайдж, Харви Мейсона-мл. и на слова Мэри Джей Блайдж, Харви Мейсона-мл., Дэймона Томаса), Стейси Уайлд (промо).
Оператор Стивен Голдблатт.
Жанр: драма
Краткое содержание
Вернувшись в родной город Джексон, штат Миссисипи, после окончания университета, Юджиния Филан (Эмма Стоун) не оставляет надежду стать писательницей. Она устраивается на работу в местную газету, получив задание отвечать на письма читателей в рубрике полезных советов. Девушка просит свою подругу Хилли Холбрук (Брайс Даллас Ховард) разрешить помочь ей чернокожей горничной Эйбилин Кларк (Виола Дэвис, номинация на «Оскар»). Чем дальше, тем настойчивее Юджиния склоняется к мысли о написании книги, посвящённой судьбам прислуги — афро-американок, из поколения в поколение воспитывающих детей белых сограждан.
Также в ролях: Октавия Спенсер (Минни Джексон, премии «Оскар» и «Золотой глобус»), Джессика Честейн (Селия Фут, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), Эллисон Дженни (Шарлотта Филан), Сисси Спейсек (миссис Уолтерс), Крис Лоуэлл (Стюарт Витуорт), Ана О’Райли (Элизабет Лифолт), Майк Фогель (Джонни Фут), Брайан Кервин (Роберт Филан), Лесли Джордан (мистер Блэкли), Онжаню Эллис (Уэль Мэй Дэвис), Дана Айви (Грейс Хиггенботтом), Мэри Стинберген (Элейн Стайн), Анна Кэмп (Джолин Френч), Дэвид Ойелоуо (проповедник Грин), Нелсан Эллис (Генри), Сисели Тайсон (Константин Бейтс), Лила Роджерс (юная Юджиния), Кэрол Саттон (Кора).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.07.2023
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Прежде чем дебютный роман Кэтрин Стокетт вышел из печати, начинающая писательница получила отказ от шестидесяти (!) издательств. Возможно, здесь наивно искать следы заговора бизнесменов от печатного дела, но вместе с тем не думаю, что это – изощрённая, заранее продуманная рекламная кампания, в конечном итоге способствовавшая особой (с налётом скандальности) популярности книги. Отдельные инциденты нулевых, в том числе связанные с кинематографом, косвенно свидетельствовали о том, что в США по-прежнему, несмотря на торжественно провозглашённую политкорректность, не всё спокойно в части межэтнических отношений. На консервативном Юге, быть может, негров уже не бьют (вспомним словесный штамп, распространённый у нас в советское время), но всё ещё болезненно реагируют на любые попытки изжить расовые предрассудки. Роман, поступивший в продажу 10-го февраля 2009-го, продержался свыше ста (!) недель в перечне бестселлеров The New York Times, а затем был опубликован в 35 странах, на нескольких языках. Что же касается экранизации, успех картины, собравшей в мировом кинопрокате $216,6 млн. при бюджете $25 млн., оказался воспринят как должное.
«Прислуга» вызывает в памяти один из самых напряжённых («проклятых») вопросов, поднимавшихся заокеанскими режиссёрами чуть ли не с момента основания Голливуда. От гриффитовского шедевра во славу Ку-клукс-клана и образа преданной служанки Мамми в «Унесённых ветром» /1939/ (неслучайно, надо понимать, упоминаемых в диалоге) – к осторожным, но настойчивым обличительным произведениям шестидесятников и к коммерческой продукции, выпускавшейся с начала следующего десятилетия… Апогея линия достигла, пожалуй, в работах Спайка Ли, настолько острых и бескомпромиссных, что сам режиссёр (афро-американец!) подвергался нападкам за пропаганду экстремистских воззрений. В своей третьей (и второй полнометражной) постановке его белый коллега Тейт Тейлор1 вроде бы не настаивает на столь же радикальных мерах и выводах, возвращаясь на умеренно либеральные позиции предшественников. Но это только на первый взгляд – точнее, лишь до того момента, пока Минни, оскорблённая в лучших чувствах, не решается на изощрённую месть.
Не могу не заметить, что «современность» трактовки проблематики выражается если и не в элементах так называемого сортирного юмора, то – в повышенном (избыточном?) внимании авторов к соответствующей теме. У расистски настроенных белых хозяев настоящий пунктик на уборные, которыми чернокожие горничные ни в коем случае не должны пользоваться, так как якобы рискуют занести особо опасную заразу. И именно, так сказать, содержимое унитаза становится орудием жестокой мести Минни ненавистной Хилли, наслаждавшейся вкусом шоколадного пирога, принесённого якобы в знак раскаяния… Сомнительный во всех отношениях сюжетный ход… В остальном Тейлор и Стокетт, к счастью, точны в психологических характеристиках, исчерпывающе передавая то унижение человеческого достоинства, которому элитарии Джексона подвергают горничных – разумеется, под лозунги о торжестве христианской добродетели. Личную драму Эйбилин (погибший сын) усугубляет осознание того факта, что приходится раз за разом выступать не просто няней, а особого рода суррогатной матерью, даря любовь детям состоятельных семейных пар. Этот, по сути, внутренний конфликт, принимающий подчас острые формы, грозит в любой момент вылиться в массовые беспорядки, вплоть до погромов и расправ над случайными прохожими. «Сохраняйте мир» – таким призывом завершался фильм, посвящённый непростым судьбам «ребят с улицы». По сути, с Джоном Синглтоном солидарны авторы «Прислуги», важной тем, что картина не только воздаёт должное смелости женщин, поведавших малоприятную, «неуместную» правду, но в первую очередь – напоминанием о необходимости недопущения насилия там, где оно было искоренено ценой огромных жертв. «Честно говоря, моё сердце было бы разбито, если б съёмки велись где-либо, кроме Миссисипи», – признавалась в интервью журналистам Кэтрин, наверняка намекая (помимо прочего) на потрясающую метафору Алана Паркера, чья версия расследования печально известного инцидента 1964-го года2 некогда вызвала в США бурную полемику.
.
__________
1 – Между прочим, давно и хорошо лично знавший Стокетт.
2 – Тогда в округе Нешоба (название изменено на Джессап) были убиты три борца за гражданские права.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)
Добавить комментарий