Призрак Оперы / The Phantom of the Opera (1989)

Самсонов Георгий. Призрак-долгожитель // Видео-АСС Экспресс. – 1991, № 4. – С. 61-62.

ПРИЗРАК-ДОЛГОЖИТЕЛЬ

Ничто не вечно на земле – эта древняя истина имеет самое прямое отношение к киноискусству, произведения которого за малым исключением устаревают с головокружительной скоростью. Поколениям, увлекающимся «Звездными войнами» и «Индианой Джонсом», кажутся сметными и по-детски наивными киноленты 30-х и 50-х годов. А кинорежиссеры испытывают большой соблазн реанимировать отживший, но имевший когда-то успех сюжет. Вооружившись суперсовременной кинотехникой, они создают на основе старых идей новые коммерческие хиты. То же произошло, например, и с легендарным человеком–летучей мышью из фильма «Бэтмэн», который, прежде чем совершить свой грандиозный взлет в 1989 г. совершил его уже дважды в 30-х и 60-х.

За несколько десятилетий технический прогресс подготовил благодатную почву для создания сложнопостановочных, трюковых фантастических фильмов, и поэтому «Захватчики с Марса» (1984) в постановке Тоба Хупера («Полтергейст», «Жизненная сила» – это также его фильмы) действуют на экране гораздо эффектнее, чем в одноименном фильме 1953 года.

Как правило, «ремейки»1 повторяют первоначальный замысел, не изменяя жанра и стилистики произведения. В этом смысле оригинальным выглядит решение Фрэнка Оза, поставившего фильм «Магазинчик ужасов» (Little Shop of Horrors) в 1986 году. Он объединил в своей картине различные жанры. Сюжет фильма ужасов режиссера Роджера Кормана 1960 года, по которому был сделан «ремейк», прост и незамысловат. Речь в нем шла о диковинном говорящем цветке, питающемся исключительно живыми людьми. Ориентируясь на искушенность и возросшие эстетические вкусы современного зрителя, Фрэнк Оз, не изменив при этом известной фабулы, создает великолепный… мюзикл. Многие эпизоды картины решены в форме искрометного видеоклипа. Динамичный монтаж, богатая режиссерская фантазия, великолепная игра актеров Рика Мораниса и Стива Мартина делают фильм живым и веселым. Думается, будущим смельчакам, которые рискнут сделать «ремейк» этого фильма, придется поломать голову. Одним из самых «плодовитых» киносюжетов, созданных в Голливуде и имеющих долгую жизнь на экране, является «Призрак оперы». Его литературная основа – одноименный роман Гастона Леру, опубликованный в 1911 году. Главный герой – некий Эрик Дресслер, лицо которого обезображено Дьяволом. «Призрак» живет под зданием Парижской оперы. Влюбившись в молодую певицу Катрин, Эрик помогает ей стать звездой, жестоко расправляясь при этом со всеми, кто ему мешает.

Популярный американский актер немого кино Лон Чейни стал первым «призраком», появившимся на экране в 1925 году. Этот образ сразу же стал настолько популярен, что в Голливу-

_______
1 Remejk – в переводе с английского языка означает «переделывать».

61

де была создана целая серия мультфильмов, по-своему интерпретировавших эту тему. В пятидесятые годы в Аргентине и Мексике были сняты фильмы-пародии. Очередная киноверсия романа, созданная в США в 1943 году, интересна тем, что талантливый актер Клод Рейне не стал трактовать образ «призрака» как мелодраматического персонажа, а изобразил Эрика настоящим монстром, маньяком-убийцей. Эта линия была продолжена и во всех последующих кино вариантах: английском (1963 год, Герберт Лом в главной роли), венгерском (1983 год, с Максимилианом Шеллом в роли призрака и Джейн Сеймур в роли Катрин, ТВ).

В 1989 году известный английский режиссер Тони Ричардсон, получивший в свое время «Оскара» за фильм «Том Джонс», осуществил свой киновариант с Чарльзом Денсом в главной роли и Бертом Ланкастером в роли импресарио. В том же году роман Г. Леру был экранизирован американским кинорежиссером Дуайтом Литлом – постановщиком четвертого фильма из нашумевшего цикла «День всех святых». Режиссер гарантировал коммерческий успех своей картине уже самим выбором актера на роль «призрака» – он пригласил Роберта Инглунда, всем известного Фредди из «Кошмара на улице Вязов». Вероятно, для того, чтобы сделать этот фильм менее похожим на все предшествующие, режиссер поместил героев в две эпохи. В наше время действие происходит в Нью-Йорке, а в 19 веке – в Лондоне. Фильм Литла отличается изысканным натурализмом, виртуозной операторской работой, эффектными трюками, красивой музыкой – всем тем, что так привлекает сегодняшнего зрителя.

Любопытно знать, что в 1986 году на Нью-йоркской сцене была осуществлена постановка мюзикла, сочиненного по мотивам романа Г. Леру талантливым композитором Эндрю Ллойд Уэббером, автором рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда». Постановка имела огромный успех, и Уэббер решил вложить большую сумму денег в проект создания фильма, основанного на этом музыкальном произведении. До сих пор ни одна из киноверсий «Призрака оперы» не имела настоящего коммерческого успеха. Однако к «призраку» обращаются снова и снова…

Георгий САМСОНОВ

62

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+