Призраки Гойи / Goya’s Ghosts (2006)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Призраки Гойи» / «Los fantasmas de Goya» (Испания).
Испания, США.
Продолжительность 113 минут.
Режиссёр Милош Форман.
Авторы сценария Милош Форман, Жан-Клод Каррьер.
Композиторы Вархан Бауэр.
Оператор Хавьер Агирресаробе.
На премию «Гойя» номинировались: Ивонн Блейк (художник по костюмам), Ивана Приморак, Сусана Санчес (грим и причёски), Эдуардо Диас, Феликс Бергес, Рейес Абадес (специальные эффекты).
Жанр: биографический фильм, драма, исторический фильм
Краткое содержание
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (Стеллан Скарсгард), великий художник со статусом официального живописца при дворе короля Испании Карлоса IV (Рэнди Куэйд), оказывается вовлечён в скандал с участием Иньес (Натали Портман) — дочери богатого купца и одной из своих натурщиц. Получив под пытками изобличающее признание, представители Священной Инквизиции заключают её в темницу. Но пройдёт полтора десятилетия, и ситуация изменится кардинальным образом.
Также в ролях: Натали Портман (также в роли Алисии), Хавьер Бардем (Лоренцо), Майкл Лонсдейл (отец Грегорио), Джулиан Уэдем (Жозеф Бонапарт), Бланка Портильо (королева Мария-Луиза Пармская), Унакс Угальде (Анхель Бельбатуа), Карлос Бардем (французский полковник).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.12.2024
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Фильм начинается с очень выразительного эпизода – совещания членов могущественного церковного братства, принимающих решение о возвращении в Испании к практике задержания сограждан по подозрению в ереси и применения допросов с пристрастием. Решение, косвенной, а быть может, и непосредственной причиной которого служат именно работы Гойи. «Неужели весь мир видит нас такими?» – вопрошает престарелый служитель Бога, выражая общее негодование по поводу как ужасающих демонических видений, так и того факта, что ангелов в женском обличии художник пишет с… проституток. Заключительным же аккордом истории поневоле служат всё же не финальные кадры с Иньес, удаляющейся вслед за своим невольно единственным возлюбленным. А целая галерея образов с прославленных живописных полотен мастера, в том числе его автопортрет, которым, как известно, суждено остаться в веках… Итак, Милош Форман вернулся!
«Призраки Гойи» созданы, вне всякого сомнения, на уровне наивысших достижений режиссёра, некогда эмигрировавшего из ЧССР. И уж точно намного превосходят предыдущие творения. Более того, Форман1, пожалуй, впервые в рамках одного произведения сводит чуть ли не все излюбленные – вплоть до неотвязности! – мотивы своего творчества. Прежде всего вновь поражает исключительная глубина анализа функционирования социально-политических институтов общества. Есть немалый соблазн в том, чтобы актуализировать поведанную историю о том, как испанская Инквизиция, удерживавшая власть средствами террора, была низвергнута силами революционной (наполеоновской) Франции, под лозунгами свободы, равенства, братства принёсшими невиданную боль и страдания. Параллель с недавними событиями по свержению армией США диктаторского режима Саддама Хусейна напрашивается, казалось бы, сама собой! И всё же авторам удаётся убедить не довольствоваться частностями, но зреть в корень, стараясь по возможности постичь некие универсальные, объективные законы человеческого существования. «Надеюсь, Вы понимаете, что приговор направлен не лично против Вас», – в этих словах, обращённых на священном суде к бывшему сотоварищу брату Лоренцо, на самом деле нет ни грана лицемерия.
И не менее сильно завораживает в фильме пласт, относящийся к мироощущению художника. Так называемые муки творчества вновь приобретают у Формана предельно наглядную и страшащую форму. Можно даже сказать, материализуются в призраках, беспрерывно терзающих душу живописца. Но и они, призраки, всё равно являются лишь идеальным (точнее, надматериальным) отражением тех пагубных процессов и явлений, с которыми человечество сталкивается постоянно. А за мгновения истинного вдохновения, хотя и оправдывающего вынужденные компромиссы с совестью, всё равно придётся рано или поздно расплачиваться…
.
__________
1 – Немаловажно и соавторство выдающегося кинодраматурга Жана-Клода Каррьера – француза, легко находившего общий язык со многими великими режиссёрами из разных стран.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Добавить комментарий