Пробуждение / Awakenings (1990)
Полнометражный фильм (номинация на «Оскар»).
Другое название: «Пробуждения» (вариант перевода названия).
США.
Продолжительность 121 минута.
Режиссёр Пенни Маршалл.
Автор сценария Стивен Заиллян (номинация на «Оскар») по книге Оливера Сакса.
Композитор Рэнди Ньюман.
Оператор Мирослав Ондржичек.
Жанр: биографический фильм, драма
Краткое содержание
В 1969-м году доктора Малькольма Сэйера (Робин Уильямс, номинация на «Золотой глобус») принимают на работу в клинику, расположенную в Бронксе, несмотря на то, что у него, учёного-исследователя, почти не было врачебной практики. Сэйер ставит диагноз нескольким пациентам, находящимся в состоянии кататонического ступора, — летаргический энцефалит, правильность которого подтверждает умудрённый, давно отошедший от дел коллега, Питер Ингэм (Макс фон Сюдов). Малькольм убеждает начальство попробовать новое, экспериментальное лекарственное средство леводопа (дигидроксифенилаланин) на одном из пациентов — Леонарде Лоу (Роберт Де Ниро, номинация на «Оскар»). Результат впечатляет.
Также в ролях: Джулии Кэвнер (Элеанор Костелло), Рут Нельсон (миссис Лоу), Джон Херд (доктор Кауфман), Пенелопа Энн Миллер (Пола), Элис Драммонд (Люси), Джудит Малина (Роуз), Петер Стормаре (нейрохимик), Энн Мира (Мириам), Декстер Гордон (Роландо), в эпизоде Вин Дизель (работник клиники, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.03.2015
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Одноимённая книга Оливера Сакса, опубликованная в 1973-м году (в 1990-м увидело свет новое, дополненное издание), послужила источником вдохновения ещё британскому драматургу Гарольду Пинтеру, сочинившему одноактную пьесу «Своего рода Аляска» /1982/, которая вошла в трилогию «Другие места». Сценарист Стивен Заиллян (к сожалению, уступивший премию «Оскар» Майклу Блейку, автору «Танцующего с волками» /1990/) также не задался целью досконально следовать фактам, изложенным знаменитым неврологом. Сакс, как известно, оказывал кинематографистам всестороннюю поддержку, и актёры, начиная с исполнителей ведущих партий, получили возможность в течение продолжительного времени наблюдать за пациентами с диагнозом летаргический энцефалит и за лечебными процедурами. Очень важно, что доктор, если верить его высказываниям, оценил фильм высоко, тем самым – косвенно подтвердив, что принял внесённые изменения (например, то обстоятельство, что Сэйер выведен американцем, а не переехавшим в США англичанином). Пенни Маршалл, впервые отошедшая от комедий, продемонстрировала редкостную интеллигентность и чуткость, показав не просто частный (пусть даже исключительный, заставивший и искушённых врачей отбросить привычный скепсис) случай из клинической практики. Ей удаётся передать ощущение подлинного чуда, когда не столько наука (нейрохимик не без сарказма самоустраняется, предоставив право «нанести урон» Малькольму), сколько участие конкретного человека, неравнодушного учёного-исследователя, истинного гуманиста, дарует людям шанс вернуться к полноценной жизни. Пусть ненадолго…
Роберт Де Ниро не мог избежать укоров в том, что надеялся повторить триумф, выпавший на долю Дастина Хоффмана, изобразившего «человека дождя». Картина вызвала заметно меньший (хотя всё равно несопоставимый с результатами замечательной, но мало кем замеченной биографической драмы «Габи, правдивая история» /1987/) коммерческий1 и художественный резонанс, чем лента Барри Левинсона, однако столь же показательна для своего времени. Когда Лоу, чувствующий себя хорошо и в целом, как полагает, освоившийся в изменившемся мире, начинает требовать, чтобы ему позволили гулять одному, без сопровождения, а получив отказ, шумно выражает протест и подбивает на беспорядки собратьев по несчастью, это вызывает отдалённые ассоциации с шедевром «Пролетая над гнездом кукушки» /1975/. Напрашивается и другая параллель – когда доктор Сэйер (вовсе не нарушая режим, как организовавший рыбалку МакМерфи) отводит, последовав советам медбрата Энтони, пациентов на дискотеку. Вот только Маршалл ни в малейшей степени не разделяет пафос Милоша Формана и писателя Кена Кизи (притом что действие развёртывается в конце 1960-х), заставляя убедиться в справедливости, как ни это печально, язвительных утверждений врача, что Леонард – не мессия палаты № 5. Женщина-режиссёр, заставшая эпоху «детей цветов», имела все основания утверждать, что пробуждение (даже в высшем, философском смысле2) имеет мало общего с громкими политическими, сексуальными и прочими акциями протеста. И что объявить существующую общественную систему негодной – гораздо проще, чем методично, изо дня в день работать не на страх, а на совесть, преодолевая препоны научного, бюрократического, психологического и любого иного толка. Усилия доктора Сэйера не пропали втуне, несмотря на то, что эффект от препарата оказался кратковременным, а полученные результаты – не стали сенсацией в медицине, хотя и приблизили к пониманию природы таких заболеваний, как летаргический энцефалит. Из наблюдения за удивительными пробуждениями Малькольм (одна из лучших драматических ролей Робина Уильямса) сделал важный вывод и для себя лично, поборов застенчивость и пригласив мисс Костелло на чашечку кофе.
.
__________
1 – При бюджете $31 млн. кассовые сборы в национальном прокате составили $52,1 млн.
2 – Как раз подразумевавшемся Райнером Марией Рильке в стихотворении «Пантера» /1902/.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Дежурова И. Вернитесь, чтобы мы могли любить // Видео-АСС Премьер. – 1991, № 4. – С. 21.
Видеоклуб // Ровесник. – 1991, № 7. – С. 31.
Нургуатов Юлиан. Роберт Де Ниро: «Я мог бы быть соперником…» // Видео Дайджест. – 1992, № 08. – С. 28-33.
Самсонов Георгий. Мужская профессия Пенни Маршалл // Видео-Асс Премьер. – 1993, № 17. – С. 36-39.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий