Профессионалы / The Professionals (1966)

Профессионалы / The Professionals (1966): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Профи» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность 117 минут.

Режиссёр Ричард Брукс (номинация на «Оскар»).

Автор сценария Ричард Брукс (номинация на «Оскар») по роману Фрэнка О’Рурка.

Композитор Морис Жарр.

Оператор Конрад Холл (номинация на «Оскар»).

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, вестерн

Краткое содержание
У владельца ранчо в Техасе Дж.У. Гранта (Ральф Беллами) Хесус Раза (Джек Пэланс), мексиканский бандит, в прошлом – революционер, похитил жену Марию (Клаудия Кардинале). Богач готов заплатить баснословный выкуп, но всё же хочет попробовать и другой, менее затратный способ освобождения супруги. Для этой цели он нанимает профессионалов экстра-класса: Генри «Рико» Фардана (Ли Марвин), Ганса Эренгарда (Роберт Райан), Джейка Шарпа (Вуди Строуд) и, наконец, Билла Долуорта (Берт Ланкастер), у которого неприятности с законом.

Также в ролях: Джо Де Сантис (Ортега), Рафаэль Бертран (Фьерро), Хорхе Мартинес де Хойос (Палиллиа), Мари Гомес (Чикита, номинация на «Золотой глобус»), Хосе Чавес (революционер), Карлос Ромеро (революционер), Вон Тейлор (банкир).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 05.04.2018

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Профессионалы / The Professionals (1966): кадр из фильма
Красивая и гордая

Фрэнк О’Рурк (публиковался и под псевдонимом Фрэнк О’Мэлли) оставил после себя свыше шестидесяти романов, посвящённых разным темам – от Дикого Запада до спорта, но, по-видимому, не добился широкого признания на писательском поприще. Вот и «Мул для маркизы», поступивший в продажу в 1964-м году, вызвал интерес читателей лишь после появления киноверсии, побудив издателей напечатать дополнительный тираж с новым названием – «Профессионалы». Тогда удивил, скорее, факт обращения к остросюжетному жанру Ричарда Брукса, не раз добивавшегося внушительного успеха на драматическом материале, славившегося умением адаптировать для экрана сложные пьесы (например, «Кошку на раскалённой крыше» Теннесси Уильямса) и литературные произведения. Выбор диктовался практическими, почти меркантильными соображениями. Режиссёр-сценарист накануне потерпел неудачу с постановкой «Лорд Джим» /1965/ – и, будучи связанным контрактом с Columbia Pictures Corporation, искал менее затратный проект. Что ж, затея себя оправдала.

Профессионалы / The Professionals (1966): кадр из фильма
Профессионалы своего дела

Дело не только в коммерческом успехе картины, причём как в национальном кинопрокате1, так и за рубежом (например, во Франции, где аудитория составила 3,2 млн. человек). Брукс безошибочно уловил, что излюбленный американский («самый американский») жанр переживает сложные времена. «Спагетти-вестерны» изрядно удивили старых голливудских мастеров (именно профессионалов!) упором на насилие, вызывающей эротикой, жёсткостью трактовок привычных тем и мотивов и вместе с тем – несомненной стильностью. Ричард на столь радикальные меры не отважился, не стал демонстративно порывать с традициями, но всё же сделал несколько шагов в обозначенном направлении. Причём как в части выразительных средств, так и в отношении содержания, что в данном случае вызывает особый интерес.

Профессионалы / The Professionals (1966): кадр из фильма
Задание будет исполнено

Во время сеанса закрадывается подозрение, что именно «Профессионалы» стали своеобразным эталоном для заокеанских ремесленников. Всевозможные «Редкие отваги» /1983/, «Без вести пропавшие» /1984/ и т.д. будут выстраиваться по идентичной схеме. Сильный лидер набирает команду отчаянных ребят (обязательно – ярких индивидуальностей и уникальных специалистов по разным вопросам), которые под его чутким руководством совершают рейд во вражеский тыл и, разумеется, освобождают заложников, уничтожают секретную цель, выкашивают личный состав неприятеля. Особенно полюбился подражателям эпизод штурма лагеря Хесуса (вот так символика – ‘Иисус’!): горстка смельчаков учиняет хаос и выкрадывает Марию. Однако Ричард, отдавая должное расхожим, обожаемым соотечественниками мифам и даже идеологическим клише (чуть ли не озвучивая лозунги реакционных кругов), всё-таки припасает сюрприз. Генри с Джейком в своё время вдосталь напились юношеской романтики и могут позволить себе хлёсткие высказывания из серии «Революция – не богиня, а шлюха». Более того, самим согласием выступить против Разы, в прошлом – единомышленника, они подтверждают, что давно распрощались с идеалами юности. Вот только на поверку выясняется, что дела обстоят слегка не так, как описал Грант, пусть не обманывавший наёмников, а искренне заблуждавшийся. И при всех оговорках в том духе, что революционеры – далеко не ангелы, что жизнь не позволяет щепетильничать в выборе средств, зарвавшихся толстосумов с ними, мягко говоря, не сравнишь. Во всяком случае для своенравной знойной мексиканки, вовсе не обретшей счастья в браке, вопрос давно ясен. Между прочим, косвенное влияние бруксовской постановки легко найти у Серджо Леоне, также обратившего взор на Мексиканскую революцию.

.

__________
1 – $8,8 млн. прокатной платы с лихвой перекрыли затраты (оцениваемые в пределах $6 млн.) и позволили восстановить пошатнувшееся реноме кинематографиста.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+