Прогулка по эшафоту / Progulka po eshafotu (1992)

Прогулка по эшафоту / Progulka po eshafotu (1992): постерПолнометражный фильм.

Россия.

Другие названия: «Прогулка по эшафоту» / «Walk on the Scaffold» (международное англоязычное название).

Продолжительность 103 минуты (версия, выпущенная на DVD-дисках, – 83 минуты).

Режиссёр Исаак Фридберг.

Автор сценария Исаак Фридберг.

Композитор Артём Артемьев.

Оператор Владимир Нахабцев.

Жанр: кинофантазия, фильм ужасов, детектив, триллер

Краткое содержание
Молодожёны (Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова), выбравшиеся отдохнуть на лоне природы, просят сдать им на месяц комнату бабушку (Е. Кисилёва), живущую в глухой, почти полностью опустевшей деревне. В ответ старуха посылает внука Митьку (Денис Корякин) проводить путников до татарского хутора. Не обнаружив там хозяина (Борис Плотников), который объявится позже, и будучи не в силах побороть усталость, супруги решают переночевать в доме. А на следующее утро начинаются необъяснимые, пугающие события.

Также в ролях: Михаил Ремизов, С. Адоев, Б. Артемьев Д. Канторович (все – в эпизодах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 16.06.2016

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Прогулка по эшафоту / Progulka po eshafotu (1992): кадр из фильма
С милым рай в шалаше?

Сначала я посмотрел версию, выпущенную на DVD-носителях, не зная, что фильм оказался существенно (примерно на двадцать минут) сокращён и частично перемонтирован. Тем не менее картина произвела сильное впечатление… Уже потом, после ознакомления с полным двухсерийным вариантом, стало ясно, что целью такого препарирования было придать действию больше динамизма, избавиться от фабульных пустот и изъять некоторые моменты1, явно призванные послужить дополнительной приманкой для зрителей, но получившиеся малоубедительными. Дабы не упустить ряд важных нюансов (например, упоминание в закадровом монологе от автора, что эту историю рассказал в поезде случайный попутчик, показавшийся не совсем нормальным человеком), конечно, желательно ознакомиться с кинопроизведением без всяких купюр. Но сущность оттого почти не пострадала, а лейтмотив прозвучал в каком-то смысле ещё чётче.

Прогулка по эшафоту / Progulka po eshafotu (1992): кадр из фильма
Жене обстановка понравилась

«Прогулку по эшафоту» проще всего воспринять в качестве очередного поползновения отечественных кинематографистов вынести на суд публики, отойдя от надоевшей «чернухи», что-то зрелищное и занимательное. В данном случае – в жанре мистического триллера, а то и настоящего хоррора, благо что Исаак Фридберг внимательно изучил (и даже включил в свою нашумевшую «Куколку» /1988/ кроваво-феерический отрывок из «Зловещих мертвецов» /1981/, которых смотрят по видео старшеклассники, приглашённые в гости Таней) заокеанский опыт. Режиссёр-сценарист верно понял, что главное – не специальные эффекты, не жуткие манипуляции таинственного субъекта, не страшный грим (хотя это частично наличествует в шокирующей развязке), но создание и поддержание саспенса, резко усиливаемого благодаря загадочности, кричащей противоестественности ситуации. Супруг, по капризу благоверной называемый разными (всякий раз – новым) мужскими именами, долго не отказывается от попыток найти происходящему рациональное объяснение. Что это? Затянувшийся сон? Действие наркотиков, подсыпанных в пищу? Состояние гипноза?.. Теоретически он не так уж и не прав – и, проснувшись в обычном деревянном доме следующим утром (нет и следов никаких предметов антиквариата, одолженных «что в Лувре, что в Эрмитаже»), извиняется перед хозяином за вторжение и намекает, что пора идти дальше. Но… что, если на поверку ночной кошмар был явью?!

Прогулка по эшафоту / Progulka po eshafotu (1992): кадр из фильма
Есть настораживающие моменты

Впрочем, мало кто не согласится с утверждением, что всё описанное выше – лишь первый, поверхностный слой. Постановщик не утратил (да и, конечно, не мог утратить) навыки, скажем так, деятеля киноискусства СССР, где неизменно уделялось повышенное внимание анализу социальной действительности, ставилось во главу угла изучение общества, места и назначения отдельного человека в нём. Всего несколько фраз придают «абстрактному» происшествию конкретное историческое измерение, возносят частный, причём не слишком правдоподобный (напоминающий то ли городскую легенду, то ли сочинения отечественных фантастов2), случай до высот притчи. Жена первая, ни секунды не колеблясь, принимает ситуацию как данность (и как дар, хотя и неизвестного происхождения), вкушает экзотические яства, любуется роскошной мебелью и т.д., отвечая обеспокоенному мужу, что, быть может, прежняя, советская жизнь была сном – и что сейчас они проснулись. А если это и сновидение, то пусть длится как можно дольше… И вот уже обстоятельства затянули, точно трясина, и нет способа покинуть странное место. По сравнению со злополучным татарским хутором и город Зеро, где на свою беду очутился здравомыслящий инженер Варакин, покажется царством порядка и здравого смысла. Подобно Карену Шахназарову, вскрывшему механизм и предрекшему исход «перестройки», Фридберг интуитивно угадал и потрясающе точно изложил суть дальнейшей участи, уготованной тем, кто жил в разрушенном Союзе. Всего-то и надо отказаться от себя, от усвоенных с детства устоев, от привитой «лживой» идеологии… И можно будет насладиться материальными благами (теми самыми элементами сладкой жизни), закатить бал с рябчиками, шампанским и оркестром, узнать скрываемую ворами и казнокрадами страшную правду о Емельке Пугачёве, который якобы был императором и самодержцем всероссийским Петром III. Вот только на поверку открывшаяся дорога обещает прогулку по эшафоту. Граждане, росшие в лоне гуманистической русской культуры, вобравшей и западный марксизм, с падением социализма оказались в бытийном и идейном отношениях предоставлены самим себе – и тут же пали жертвами предприимчивых, могущественных ловцов душ, поборников эзотерических учений гностического толка. Таинственный Некто проговаривается, что является Демиургом, что сотворил наш несовершенный мир – и что по-прежнему лелеет мечту, обманув Высшего Бога, начать всё сначала. И ему нет дела до того, что станется с теми, живущими ныне… Мрачный финал одновременно, как ни парадоксально, несёт надежду на то, что Россия всё же устоит и, несмотря ни на какие соблазны и суровые испытания, не пойдёт на поводу у сил, алчущих конца света.

.

__________
1 – Например, когда расстроенный муж, ненадолго утратив самоконтроль, набрасывается на жену, точно разъярённый тигр.
2 – Так, в отдельные моменты по ассоциации вспоминаются перипетии «Улитки на склоне» Аркадия и Бориса Стругацких.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Кагарлицкая Анна. Фильм есть сон, или Сталкер по имени «Зверь» // Видео-Асс Премьер. – 1992, № 9. – С. 11.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+