Прогулка по эшафоту / Progulka po eshafotu (1992)

Кагарлицкая Анна. Фильм есть сон, или Сталкер по имени «Зверь» // Видео-Асс Премьер. – 1992, № 9. – С. 11.

Фильм есть сон, или Сталкер по имени «Зверь»

«Прогулка по эшафоту»

Что там рекомендуют врачи на сон грядущий? Правильно – расслабиться. Вот это самое и следует проделать перед просмотром фильма «Прогулка по эшафоту»; во всяком случае, не стоит даже и пытаться понять, что происходит на экране. Иначе непременно захочется узнать, кто такие эти молодожены с огромным чемоданом, что забрели в лесную полусгнившую хижину. И почему эта хижина вдруг превратилась в приторно-роскошные хоромы на манер купеческого ампира, с ванной о виде янтарной раковины, на фоне которой героиня смотрится в аккурат Венерой Боттичелли. И что это за странный тип в живописных лохмотьях носится по лесу вокруг хижины, и почему это он залез на верхушку сосны? А тут еще эшафот на берегу лесной речки, и окровавленный топор… Словом, «история знает много историй», как говорит в фильме тот самый оборванец, который оказывается как бы художником, как бы задумавшим переделать мир. На самом деле он явно начитался Библии, Булгакова и прочих литературных первоисточников, причем, начитался явно перед сном – ибо все, что происходит в этой кинопритче, похоже на сладостную, восхитительно синюю летаргию. Где в синее небо впечатаны белые лица, и под синюю музыку «Битлз» танцует лес… Как все же приятно, когда кино – не раскрашенная фанера, а сказочно красивое зрелище. И когда снимает это кино такой классный оператор, как Владимир Нахабцев!

Анна Кагарлицкая

БЕАТРИЧЕ ЖИВЕТ РЯДОМ

Она играет шестилетнего мальчика. И зайчика в новогодней сказке. А рядом – проститутка в спектакле Независимого театра «Фавор». И дочь обеспеченных родителей в телефильме «Ай лав ю, Петрович». И учительницу в фильме «Шут». Еще вы могли ее видеть в клипе Богдана Титомира «Делай как я». Потому что крутая герла в очках и с умопомрачительной прической – это тоже она.

Ее зовут Гелена Кирик. Она закончила ГИТИС и с тех пор как будто все время работает но профессии. Их маленький театральный коллектив – по сути, компания единомышленников – пока выдерживает плаванье по рифам рыночной культуры. Театру пошел уже третий год, а, как считает их руководитель, это самый критический срок для творческой группы их типа.

Судьба Гелены и ее сегодняшнее положение в мире искусства одновременно новы – по привычным меркам – и типичны для современной ситуации… Не защищенная стенами какого-нибудь академического театра или «звездной» ролью в нашумевшем супербоевике, она – как и ее друзья. – полностью рассчитывает на свои силы и потому полна собранности и готова к неудачам. Она не ждет легкого успеха, но и профессии изменять не собирается. Ее не пугает труд на сцене и съемочной площадке. Ей грустно немного от другого – что мало шансов у актрисы ее плана счастливо реализоваться, испытать себя в разных образах. Природа наделили се красотой скорее классической (вызывающей ассоциации с суровой и прохладной Скандинавией Ибсена и Гамсуна), чем броско современной. Ее лицо непоправимо «обезображено» благородством и интеллектом – а эти качества сегодня не самые ходовые. Не случайно один из режиссеров, размышляя о возможностях приглашения ее на роль в очередной «чернухе», всерьез предложил: «Сделай хирургическую операцию!»

Еще мечтая стать актрисой. Гелена связывала себя с ролями именно классического репертуара. И сегодня ее по-прежнему непреодолимо манят романтические и трагически роли мировой драматургии: Беатриче, Нора. Ей хочется играть в экранизациях Достоевского и Булгакова. Может быть, в этом желании она неоригинальна. Но в отличие от многих, она предпочитает относительную малоизвестность проходному мельканию, сохраняет высокие критерии подхода к материалу и потому отказывается от многих, даже «денежных» предложений. Она убеждена, что снижение уровня, чем бы оно ни было вызвано, непременно отомстит за себя, причем для актрисы эта закономерность даже более беспощадна, чем для актера.

Почему мы пишем об этой «звезде на завтра»? Именно по всем этим причинам. Не все звезды светят ярко, не все видны простому глазу. Дневные заезды, как известно, вообще не видны. Но Беатриче и Джульетты продолжают жить на наших улицах и стоить в наших очередях. И так хочется, чтобы они засияли наконец для миллионов, чтобы их талант нашел должную оправу и одарил нас, а не угас, оставшись вещью в себе…

Александра Привалова

11

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+