Прокажённая / Tredowata (1976)

Прокажённая / Tredowata (1976): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Прокажённая» / «Leper» (международное англоязычное название).

Польша.

Продолжительность 91 минута.

Режиссёр Ежи Гофман.

Автор сценария Станислав Дыгат (без указания в титрах) по роману Гелены Мнишек.

Композитор Войцех Килар.

Оператор Станислав Лот.

Жанр: мелодрама

Краткое содержание
Стефания Рудецка (Эльжбета Старостецкая), исполняющая обязанности гувернантки в знатной семье Поповских — обучающая девушку Люцию (Люцина Брусикевич) литературе, не может допустить и мысли о том, что майорат Вальдемар Михоровский (Лешек Телешиньский) искренен в щедро расточаемых признаниях в любви. Однако он доказывает серьёзность своих чувств — и намерен получить благословение дедушки Мацея (Чеслав Воллейко) и бабушки, княгини Подгорецкой (Ирена Малькевич), на брак.

Также в ролях: Ядвига Бараньская (графиня Идалия Эльзоновская, тётя Вальдемара), Мариуш Дмоховский (граф Барский), Анна Дымна (Мелания Барская, дочь графа Барского), Габриела Ковнацкая (Рита Шилинжанка), Веслава Квасьневская (Визембергова), Ханна Станкувна (графиня Цвилецкая), Юзеф Пара (граф Цвилецкий), Збигнев Юзефович (Рудецкий, отец Стефании).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.02.2014

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Прокажённая / Tredowata (1976): кадр из фильма
Майорат Михоровский

Эта блистательная – четвёртая по счёту, после немой картины Болеслава Мержеевского и Эдварда Пухальского 1926-го и двух версий, вышедших десятилетием позже – экранизация одноимённого романа Гелены (Хелены) Мнишек, впервые опубликованного в 1909-м году1, способствовала росту интереса к творческому наследию писательницы, относительно малоизвестной за пределами Польши. Конечно, наивысший резонанс картина вызвала в самой ПНР, заняв по итогам десятилетия четвёртое место по посещаемости (9,8 млн. человек), но и в Советском Союзе публика не без энтузиазма2 отнеслись к ленте, замечательно дублированной на русский язык под руководством известной женщины-режиссёра Светланы Дружининой. И в данном обстоятельстве нет ничего удивительного.

Прокажённая / Tredowata (1976): кадр из фильма
Влюблён до беспамятства

Успех «Прокажённой» проще всего объяснить любовью зрителей, а в первую очередь – зрительниц к мелодрамам, к красивым и (в лучшем смысле этого слова) сентиментальным историям любви, тем более когда речь идёт об изысканных аристократических нравах. Богатством интерьеров (да и в целом – чувством исторической эпохи) Ежи Гофман не уступит нашим выдающимся соотечественникам, обращавшимся к литературной классике XIX века, и, скажем, эпизод торжественного выхода жениха и невесты в свет не случайно вызывает в памяти кадры первого бала Наташи Ростовой у Сергея Бондарчука. Или рауты в доме «леопарда» Фабрицио Салина в висконтиевском шедевре… Да и мезальянс как таковой, намечающийся вопреки общепринятым нормам и вкусам представителей дворянства, вопреки неодолимой воле рода и надеждам родственников, мечтающих о браке Вальдемара с Меланией Барской, лишь способствует дополнительному, скажем так, накалу страстей. Но развязка, трагическая развязка…

Прокажённая / Tredowata (1976): кадр из фильма
Стефания счастлива, но…

В «Прокажённой» Гофман и оператор Станислав Лот (нельзя не выделить и музыку талантливого композитора Войцеха Килара, особенно запоминающийся лейтмотив!) демонстрируют максимальную деликатность кинематографического письма, приобретающего импрессионистский характер, покоряют утончённостью и вниманием к нюансам душевных состояний возлюбленных. Но по мере развития событий элегическому настроению, наводящему на размышления о канувшем в Лету благородном аристократическом духе, решительно не остаётся места. Картина устроенной представителями т.н. сливок общества обструкции торжества, проносящаяся, судя по всему, в воспалённом мозгу Стефании, получившей обидный ярлык «прокажённая», выдаёт в режиссёре искушённого знатока традиций «польской школы», покорившей мир экспрессивностью киноязыка. В его изложении судьба панны Рудецкой и её избранника свидетельствует о противоречиях и в конечном итоге – об обречённости шляхетского уклада, подвергаемого суровым испытаниям на изломе Истории, не менее ярко, чем яростно обличительный рассказ Анджея Вайды о циничном дельце Кароле, возомнившем себя чуть ли не пророком новой земли обетованной.

.

__________
1 – Между прочим, рецензию на рукопись написал признанный мастер словесности Болеслав Прус.
2 – По некоторым данным, аудитория составила 28,1 миллионов человек.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+