Прометей / Prometheus (2012)

Прометей / Prometheus (2012): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Неозаглавленный приквел «Чужого» / «Untitled Alien Prequel» (рабочее название).

США, Великобритания.

Продолжительность 124 минуты.

Режиссёр Ридли Скотт.

Авторы сценария Джон Спэйтс, Деймон Линделоф на основе сюжета, придуманного Дэном О’Бэнноном и Рональдом Шусеттом.

Композитор Марк Страйтенфельд.

Оператор Дариуш Вольский.

На премию «Оскар» номинировались Ричард Стэммерс, Тревор Вуд, Чарли Хенли, Мартин Хилл (визуальные эффекты).

Жанр: приключенческий фильм, детектив, научная фантастика

Краткое содержание
В 2089-м году археологи Элизабет Шоу (Нуми Рапас) и Чарли Холлоуэй (Логан Маршалл-Грин) обнаруживают на одном из островов Шотландии пещеру с наскальными рисунками возрастом не менее тридцати пяти тысяч лет. Но удивительнее всего в открытии то, что петроглифы содержат изображения тех же самых небесных тел, которые были найдены у великих древних цивилизаций, от шумеров до майя. Учёным, сумевшим расшифровать послание, удаётся убедить Питера Уэйланда (Гай Пирс), престарелого владельца Weyland Corporation, снарядить экспедицию, и космический корабль «Прометей», управляемый андроидом по имени Дэвид (Майкл Фассбендер), пока прочие члены экипажа пребывают в анабиозе, направляется к удалённой планете…

Также в ролях: Шарлиз Терон (Мередит Викерс), Идрис Эльба (Янек), Шон Харрис (Файфилд), Рэйф Сполл (Миллберн), Иман Эллиотт (Чэнс), Бенедикт Вонг (Рэвел), Кейт Дики (Форд), Патрик Уилсон (отец Шоу), Люси Хатчинсон (юная Шоу), Джианнина Фасио (мать Шоу).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.09.2018

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Прометей / Prometheus (2012): кадр из фильма
Бьётся над тайнами

Не так много фильмов, особенно научно-фантастических, продолжения которых стабильно пользуются повышенным зрительским спросом и, главное, в целом соответствуют (какие-то в большей степени, какие-то в меньшей) уровню оригинала. Решение же обратиться к истокам замысла самого Ридли Скотта1, вновь объединившего усилия, кроме того, с Уолтером Хиллом и Дэвидом Джилером в качестве продюсеров, тем более взбудоражило многомиллионные толпы поклонников – и, например, в Великобритании «Прометей» установил рекорд по выручке от продажи билетов на предварительные сеансы. Но это же обстоятельство заставляет максимально внимательно и, что уж скрывать, критически отнестись к усилиям авторов, решившим поведать предысторию печальных событий и в первую очередь – в явном виде сформулировать философские вопросы, негласно подразумевавшиеся в истории со страшной находкой, сделанной экипажем «Ностромо». Одно только раскрытие тайны происхождения агрессивного существа с кислотой вместо крови2 (правда, не слишком стыкующееся с событиями «Чужого против хищника» /2004/) чего стоит!

Прометей / Prometheus (2012): кадр из фильма
Что-то нашли…

Честно признаюсь: завязка изрядно разочаровывает. Не верится, что такой крупный мастер, как Скотт и молодые, но уже зарекомендовавшие себя сценаристы Деймон Линделоф и Джон Спэйтс не в состоянии вывести на экране полнокровные, объёмные характеры, довольствуясь драматургическими штампами. И ладно бы речь шла только о персонажах со второго плана – вроде недалёких биолога и геолога, подписавшихся на экспедицию из материальных соображений. Но если Сигурни Уивер или, допустим, Курту Расселу у Джона Карпентера (вспомним его задумчивый и в то же время исполненный решимости взгляд перед тем, как взорвать себя вместе с иноземной тварью) веришь безоговорочно, то Идрис Эльба не шибко убедителен, командуя подопечным: «А теперь поднимаем руки». Показать заразительный пример героизма и самопожертвования и при этом не покуситься на стереотипы современного общества потребления – задача воистину неразрешимая! Даже Нуми Рапас лишь в отдельные моменты (в первую очередь – в отличной сцене экстренной хирургической операции) достигает требуемой эмоциональной силы, убеждая в искренности декларируемых высоких устремлений её Элизабет… Монстры получились куда лучше.

Прометей / Prometheus (2012): кадр из фильма
Чужие несут опасность

Увы, «Прометей» – не тот случай, когда художнику удалось возвыситься над средой, воспеть высокие идеалы. К тому же, участь эксцентричного толстосума, представляющегося филантропом, и жёсткой, властной Мередит Виккерс невольно подогревает скепсис зрителей. Ещё красноречивее образ Дэвида3, уже не просто боящегося встречи с неизвестным, выполняющего засекреченный приказ компании или даже мучительно размышляющего о смысле своего существования, а – предающегося странному декадентскому настроению. Инициирующему деструктивный процесс! Такие посланцы Земли иного исхода встречи с предполагаемыми создателями, право, не заслуживают, и крушение громадной «колесницы богов» (гипотеза Эрика фон Деникена, по словам Ридли, действительно имелась в виду) представляется символичным. Получается парадокс, сравнимый с результатами злополучной экспедиции. Или смысл отсылки к античному мифу о Прометее заключается в том, что олимпийцы, жестоко наказав титана, были не так уж неправы?.. Впрочем, талант проявляется в том, что и подобную (скажем так, удавшуюся наполовину) постановку всё же смотришь с напряжением – и, несмотря на досадные недочёты, с интересом обдумываешь озвученные кинематографистами соображения. Посмотрим, исполнит ли мисс Шоу данное обещание…

.

__________
1 – Между прочим, также рассматривалась кандидатура Джеймса Кэмерона, постановщика «Чужих» /1986/.
2 – Художник Ханс Руди Гигер был привлечён к разработке облика и новых чудовищ.
3 – Имя можно считать отсылкой к кубриковскому астронавту Боуману, но это ещё и продолжение традиции цикла (AshBishopCall).

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+