Пугало / Scarecrow (1973)
Полнометражный фильм («Золотая пальмовая ветвь» и приз Международной Католической организации в области кинематографа (OCIC) Каннского международного кинофестиваля).
США.
Продолжительность 112 минут.
Режиссёр Джерри Шацберг.
Авторы сценария Гэрри Майкл Уайт.
Композитор Фред Майроу
Оператор Вилмош Жигмонд.
Жанр: драма
Краткое содержание
Макс Миллан (Джин Хэкмен), только что освободившийся из тюрьмы, предлагает случайно встреченному на одной из калифорнийских дорог Фрэнсису Лайонелу Делбуччи (Аль Пачино), бывшему моряку, отправиться в Питтсбург вместе и начать там небольшой бизнес — открыть автомойку. Лион соглашается — только просит ненадолго заехать в Детройт, где хочет навестить бывшую жену Энни (Пенелопа Аллен) и ребёнка (Армен Даракджян, без указания в титрах), которого никогда не видел. К сожалению, без трудностей путешествие не обойдётся.
Также в ролях: Дороти Тристан (Коли), Энн Уэджуорт (Френчи), Ричард Линч (Райли), Эйлин Бреннан (Дарлин), Ричард Хэкмен (Мики), Аль Синголани (Скиппер), Рутания Алда (женщина в домике на колёсах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.03.2017
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Аль Пачино назвал сценарий дебютанта (впоследствии себя проявившего, увы, слабо, работавшего преимущественно на телевидении) Гэрри Майкла Уайта лучшим из всех, что когда-либо доводилось читать. И это при том, что Джерри Шацберг отказался от более светлого, окрашенного мягкой иронией тона, которого придерживался кинодраматург, в пользу драматической (с вкраплениями элементов «чёрного юмора») интонации. Знаменательны и слова Джина Хэкмена1, признавшегося, что считает именно роль Макса любимой в своей карьере, пусть и сделавшего обескураживающую оговорку, что слабые коммерческие показатели картины побудили его сосредоточиться на развлекательных проектах. Впрочем, Джерри Шацберг никогда особо не ориентировался на широкую аудиторию (для него-то результат в $4 млн. прокатной платы был приемлемым) – зато с первых же постановок привлёк внимание знатоков и ценителей серьёзного кинематографа. Уже «Панику в Нидл-Парке» /1971/, душераздирающее исследование бытования наркоманов, хорошо приняли на Каннском МКФ, признав лучшей исполнительницей женской роли Китти Уинн (жаль, что тогда не отметили Пачино, по сути, «открытого» режиссёром для киноэкрана). И решение жюри под председательством Ингрид Бергман вручить «Золотую пальмовую ветвь» «Пугалу» (поровну с «Наёмным работником» /1973/ Алана Бриджеса) ни у кого не вызвало протеста. Хотя с высот сегодняшних представлений видятся предпочтительнее оставшиеся без наград советский «Монолог» /1972/ и британский «О, счастливчик!» /1973/, а особенно – «Большая жратва» /1973/ итальянца Марко Феррери, довольствовавшегося призом ФИПРЕССИ…
В самом начале повествования в кадр на несколько мгновений попадает перекати-поле, которое ветер несёт вдоль обочины дороги, где стоят пока незнакомые друг с другом Миллан и Делбуччи в надежде, что кто-то из водителей едущих мимо автомобилей согласится взять попутчиков. Не так существенно, была это метафора, сознательно вложенная авторами, или же – одна из тех редкостных удач, когда случай одаривает кинематографистов блестящими находками. Фильм в целом оставляет с ощущением, что актёры отнюдь не читали заученные тексты, а вдохновенно импровизировали, демонстрируя искреннюю, неотрепетированную реакцию на те или иные перипетии, и радостные (насколько здесь вообще уместен подобный эпитет), и невыразимо грустные. Лиону, умеющему быстро находить общий язык с людьми, отличающемуся лёгким нравом, в конце концов удаётся расшевелить душу мрачноватого, замкнутого, привыкшего полагаться исключительно на собственные силы (и вечно мёрзнущего, поскольку родился в тёплых краях) компаньона, отваживающегося в кафе на озорную выходку – вместо того, чтобы привычно затеять драку. Но и такому, неунывающему человеку оказывается непросто преодолеть трудности, подбрасываемые суровой действительностью. Фрэнсис предпочёл бы отшутиться, уверяя, что пугала, которые фермеры ставят на полях, призваны смешить (а не внушать страх, как, мол, ошибочно полагают) ворон. Но что остаётся, если в одночасье лишаешься сокровенного чаяния – если исчезает смысл существования как таковой?! Энни, конечно, переборщила, какое бы жгучее желание отомстить бросившему её мужу ни испытывала…
Шацберг и Уайт чутко уловили смену социальных настроений (и, как следствие, направления художественных поисков), отринув романтический пафос, всё-таки отличавший лучшие работы предшествующего периода. Уже нет и в помине бунтарского запала, желания бросить вызов благопристойному обществу или хотя бы – ощущения внутренней свободы, так раздражавшего встречавшихся в дороге обывателей, трудящихся в поте лица своего. Теперь предел – мелкое хулиганство (крепыш Макс очень не хочет возвращаться в тюрьму, но и не намерен спускать обиды), да и целью путешествия является не бегство от условностей и сковывающих житейских пут: наоборот, Миллан мечтает наконец-то осесть в Питтсбурге, зная, что есть верный товарищ и деловой партнёр. Трагическая развязка разрушает последние иллюзии, и можно только догадываться, что он, покупающий билет на автовокзале, испытывает и о чём думает, оставив в больнице Лиона, испытавшего шок и впавшего в кататонический ступор. У того, кто принял участь пугала, нет шансов на нормальную жизнь.
.
__________
1 – Между прочим, не слишком хорошо ладившего с постановщиком и ведущим партнёром по съёмочной площадке, человеком совсем другого характера.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Цыркун Нина. Путешествие в «серебряный век» // Видео Дайджест. – 1990, № 7. – С. 30-34.
Кудрявцев Сергей. Видеокомпас // Советский экран. – 1989, № 17. – С. 29.
Самсонов Георгий. Второстепенные роли Джина Хэкмана // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 19. – С. 8-12.
Пугало // На экране Америке. – М.: Прогресс, 1978. – С. 141-143.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий