Пульгасари / Pulgasari (1985)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Пульгасар!» / «Pulgasar!» (англоязычное название на видео), «Пульгасари» / «Bulgasari» (международное англоязычное название).
КНДР.
Продолжительность 95 минут.
Режиссёр Син Сан Ок.
Автор сценария Син Сан Ок.
Композитор Ён Гон Со.
Операторы Кэнити Эгути, Чо Мён Хён, Сун Хо Пак.
Жанр: фильм действия, драма, кинофантазия
Краткое содержание
XIV век, Корейский полуостров. Пожилой кузнец Таксэ (Ли Гвон) ослушался приказа правителя (Пак Ён Хок), тайно вернув односельчанам инструменты, которые должен был перековать на оружие. Умирая в тюрьме от голода, старик лепит из рисовых зёрнышек игрушку — Пульгасари. Фигурка внезапно оживает от капли крови его дочери Ами (Чхан Сон Хи) и начинает расти не по дням, а по часам, поглощая в огромных количествах железо. Монстр (Сацума Кэмпатиро) занимает сторону угнетённых крестьян в борьбе против жестокого и несправедливого монарха.
Также в ролях: Соп Хам Ги (Индэ, лидер восставших), Джон Йю (мать Индэ), Гон Э Ю (мать Индэ), Хё Чоль Ро (брат Индэ).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 30.09.2024
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Фильмы производства Северной Кореи шли на киноэкранах СССР регулярно, но выпускались, как правило, ограниченным тиражом и не пользовались спросом у массового зрителя. Мало-мальски ощутимый интерес вызвали лишь «Хон Гиль Дон» /1986/ и «Приказ № 027» /1986/, причём в разгар «перестройки» – на фоне роста популярности восточных единоборств. Жаль, очень жаль, что до наших зрителей не добрался «Пульгасари», который бы наверняка снискал успех, сопоставимый с триумфом других кинопроизведений про гигантских монстров: японской «Легенды о динозавре» /1977/ и голливудской дилогии про Кинг-Конга. Возможно, сами чиновники КНДР не предлагали картину советским коллегам, испугавшись скандала с побегом Син Сан Ока. Лично я скептически отношусь к рассказам режиссёра про его (и жены) похищение секретными агентами, заключение под стражу и длительную идеологическую обработку. В красивую (в духе дешёвых шпионских романов) версию не укладывается прежде всего тот факт, что семью «неблагонадёжного» кинематографиста официально отправили в Вену на переговоры о прокате ленты за рубежом. Вместе с тем хорошо известно о трудностях, выпавших на долю Сина в период после образования Четвёртой республики, включая закрытие киностудии по особому указанию Пака Чон Хи. Главное же, вне зависимости от обстоятельств попадания Сан Ока в страну как-то не возникает сомнений в искреннем энтузиазме, проявленном мастером в работе.
«Пульгасари», бесспорно, наследует историко-фэнтезийным постановкам, осуществлённым режиссёром в 1960-е годы. Сложно не почувствовать уверенную руку баталиста, благо недостатка в массовке и пиротехнике не было. И всё-таки в данном конкретном случае с куда большим любопытством наблюдаешь за процессом препарирования канонов кайдзю эйга (в первую очередь именно кайдзю эйга, а не американо-европейских жанровых образчиков), скажем так, идеологическими оппонентами. Привлечение специалистов по комбинированным съёмкам, радиоуправляемым моделям и специальным эффектам не откуда-нибудь, а как раз из Страны восходящего солнца – в высшей степени знаменательно. Характеристика «коммунистический Годзилла» представляется грубоватой, но, в принципе, не лишена оснований. Пульгасари, формально позаимствованный из корейской мифологии1, воспринимается в схожем ключе – как порождение времени и конкретной социальной действительности. Стремительно увеличивающийся в пропорциях монстр встаёт на сторону масс, поднявших мятеж против феодальных порядков – отчаянно сражающихся с резко превосходящими могуществом войсками. Какие-то решения (драматургические и изобразительные) грозят показаться наивными или, как минимум, устаревшими, но пафос произведения не лишён глубины. По мере развития перипетий становится всё очевиднее, что Пульгасари олицетворяет собой не просто стихийное природное начало (как разбуженное ядерными испытаниями древнее чудище), а новую – исторически прогрессивную – силу. Естественно, это капитализм, снёсший предшествующую общественную формацию. Вот только одарят ли бурные перемены народ счастьем? Увы, издержки от существования такого спасителя, потребляющего колоссальный объём ресурсов (пожирающего железо) и не способного подавить врождённые экспансионистские наклонности, оказываются слишком велики… И ведь не поспоришь!
.
__________
1 – Где описывался как существо с туловищем медведя, глазами буйвола, хоботом слона, лапами тигра и хвостом коровы.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий