Пушки острова Наварон / The Guns of Navarone (1961)

Пушки острова Наварон / The Guns of Navarone (1961): постер

Полнометражный фильм (премия «Золотой глобус» и номинация на «Оскар»).

Другие названия: «Пушки Наварона» / «Пушки Навароне» (варианты перевода названия), «Производство Карла Формана: Пушки острова Наварон» / «Carl Foreman’s Production The Guns of Navarone» (полное название).

США, Великобритания.

Продолжительность 158 минут.

Режиссёр Джей Ли Томпсон (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Автор сценария Карл Форман (номинация на «Оскар») по роману Алистера Маклина.

Композитор Дмитрий Тёмкин (премия «Золотой глобус», номинации на «Оскар» и «Грэмми»).

Оператор Освальд Моррис.

Премию «Оскар» за специальные эффекты получили Билл Уоррингтон (визуальные эффекты) и Крис Гринэм (звуковые эффекты).

На премии «Оскар» также номинировались: Джон Кокс (звук), Алан Осбистон (монтаж).

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, драма, военный фильм

Краткое содержание
1943-й год. Капитан Кит Мэллори (Грегори Пек), до войны занимавшийся скалолазанием, поступает под командование майора Роя Франклина (Энтони Куэйл). Отряду, в который также входят Андреа Ставроу (Энтони Куинн), полковник разгромленной греческой армии, капрал Джон Миллер (Дэвид Нивен), рядовой Спирос Паппадимос (Джеймс Даррен) и старшина Кейси Браун по прозвищу «Мясник» (Стэнли Бейкер), предстоит провести опаснейшую диверсионную операцию. Цель — взорвать два немецких крупнокалиберных орудия, расположенных в пещере на острове Наварон и представляющих угрозу боевым кораблям. От успеха миссии зависит спасение двух тысяч британских солдат, которых требуется эвакуировать с другого острова, Керос.

Также в ролях: Ирен Папас (Мария Паппадимос), Джиа Скала (Анна), (коммандор Дженсен), Ричард Харрис (командир эскадрильи Барнсби), Брайан Форбс (Кон), Аллан Катбертсон (Бейкер), Майкл Табшейв (Уивер).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 02.07.2018

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Пушки острова Наварон / The Guns of Navarone (1961): кадр из фильма
Команда в тылу врага

«Греция и острова Эгейского моря стали родиной многих мифов и легенд о войне и приключениях. Эти гордые камни, эти руины и разрушенные храмы помнят цивилизацию, которая процветала и потом умерла здесь», – именно так, с патетически звучащего дикторского текста, начинается повествование «о легенде нашего времени». Отсылка к культурному наследию Эллады, продолжающему сквозь тьму веков оказывать колоссальное влияние на человечество, подкреплена величавыми панорамами (впечатление усиливает применение полиэкрана) – и словно заранее оправдывает заведомые исторические неточности. Разумеется, Алистер Маклин, чей одноимённый бестселлер (опубликован в 1957-м году издательством Collins) кинематографисты взяли за основу, отталкивался от фактов – от обстоятельств битвы за Лерос, проходившей в рамках Додеканесской операции1. Однако никакого уничтожения двух сверхмощных орудий, топивших любое проплывающее мимо вражеское судно и расположенных на острове Наварон (кстати, вымышленном), не было… Предпосылка с отправкой отряда британских коммандос потребовалась небесталанному шотландскому писателю для создания напряжённой интриги, таящей несколько неприятных (для действующих лиц) сюрпризов. И Джей Ли Томпсон (между прочим, сменил более именитого коллегу, Александра Маккендрика), уже обращавшийся к событиям Второй мировой войны, действительно блестяще справился с поставленной задачей. Зритель неподдельно переживает за судьбы мужественных диверсантов, старающихся добраться до места назначения в глубокой тайне, но то и дело вынужденно обнаруживающих себя. Будут и скоротечный бой с экипажем сторожевого корабля, и несчастный случай, и предательство, и даже побег из плена с захватом униформы гитлеровцев. Разумеется, не разочарует финал, когда авторы заставляют поволноваться на предмет того, сработает ли придуманная капралом Миллером уловка. Поразительное зрелище! Картина заслуженно снискала триумф, принеся $13 млн. прокатной платы в США (третье место в сезоне), в Соединённом Королевстве собрав аудиторию в 11,4 млн., во Франции – 10,2 млн.

Пушки острова Наварон / The Guns of Navarone (1961): кадр из фильма
Полковник Ставроу, кремень

Казалось бы, это даёт веские основания причислить «Пушки острова Наварон» к супербоевикам, воспевавшим (отчасти – преувеличивавшим) вклад западных союзников СССР в Победу. Не удивительно, что изначально утверждённая смета расходов ($2 млн.) выросла троекратно – невзирая на содействие, оказанное командованием греческих вооружённых сил. Вот только я бы не спешил подвергать сомнению искренность слов Грегори Пека, известного пацифистскими взглядами, который не раз высказывал сожаление о том, что публика мало обращает внимание на страстный антимилитаристский пафос кинопроизведения. Карл Форман, выступивший не только сценаристом, вовсе не следующим слепо и безоговорочно за автором литературного оригинала, но и продюсером, явно учёл опыт работы над «Мостом через реку Квай» /1957/! Постановку Томпсона отличает та же, что и шедевр Дэвида Лина, двойственность (точнее, подлинно диалектический подход) в изображении реалий войны, где героизм соседствует с самыми низменными проявлениями людской натуры – и где царит насилие, оставляющее саднящие раны в душе. Подчас и осознания того, что сражаешься за правое дело, недостаточно, чтобы успокоить совесть: могут сорваться даже такие суровые, закалённые в борьбе личности, как «Мясник» Браун. А ещё – сплошь и рядом возникают ситуации, когда приходится принимать трудные решения, выбирая меньшее из зол. Мэллори сознательно пошёл на риск, согласившись на участие в операции вместе со Ставроу, винящим (увы, не без оснований) боевого товарища в гибели членов своей семьи… И капитан соглашается с нелицеприятными доводами Миллера, настаивающего на том, что именно на командире лежит обязанность лично покарать за измену. Об этом сложно забыть и в тот момент, когда грандиозный взрыв озаряет окрестности – и становится понятно, что понесённые жертвы не были напрасными. В завершении не могу не вспомнить, что позже на картах появится бухта Энтони Куинн, названная так в память о замечательном артисте, исполнившем роль отважного, решительного уроженца Крита, который вскоре продолжит греческую линию, воплотив образ неунывающего Зорбы.

.

__________
1 – Вообще-то запомнившейся как одна из последних крупных побед Третьего рейха – в силу нанесённого противнику существенного урона.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Звегинцева Марина. Грегори Пек. Последний романтик // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 30. – С. 92-95.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+