Пушки острова Наварон / The Guns of Navarone (1961)
Звегинцева Марина. Грегори Пек. Последний романтик // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 30. – С. 92-95.
КЛАССИКА
Последний романтик
В феврале 1995 года Грегори Пек был удостоен почетной премии «Сезар». Французская национальная премия американскому актеру стала признанием его вклада в мировой кинематограф.
Имя Грегори Пека мало говорит молодежи, но можно безошибочно утверждать, что для зрителей, а особенно для зрительниц, старшего поколения его имя неразрывно связано с эталоном мужской красоты и привлекательности. Впрочем, с этим, наверное, согласятся и сегодняшние девочки, посмотревшие недавно по телевидению старый американский фильм англичанина Рональда Нима «Банковский билет в миллион фунтов стерлингов» (1953), в котором Пек сыграл роль безработного, ставшего объектом эксперимента двух лондонских миллионеров, из-за своего пари одолживших бедолаге (неожиданно для него) на месяц банковский билет номиналом в миллион фунтов стерлингов. Веселая лента как раз и была посвящена рассказу о злоключениях «богача поневоле». Впрочем, как и положено настоящему герою, персонаж Пека не только с
92
честью вышел из предложенной ситуации, но и получил сердце и руку дочери одного из спорщиков… Со временем в памяти сглаживаются сюжетные повороты ленты, но не мужественное и красивое лицо главного героя…
О таких, как он говорят, что «они созданы для экрана». Действительно, в реальной жизни не так уж часто можно встретить людей со столь правильными чертами лица. Ну, а если к этому добавить высокий рост, широкие плечи, выразительные темные глаза, спокойную уверенность движений, то и получится портрет Грегори Пека, каким он впервые предстал перед зрителями в своем фильме-дебюте «Дни славы» (1944), название которого оказалось пророческим. После выхода ленты на экраны исполнителя главной роли ждали не дни, а десятилетия славы…
Во многом своим успехом Пек был обязан времени. Суровые годы войны, совпавшие с его молодостью, требовали нового героя – мужественного, уверенного в себе решительного мужчину, а не слабонервного смазливого и слащавого мальчика. Пек очень чутко уловил настроения публики. Выигрышные природные данные на первых порах были его главным козырем, но с годами приходило и мастерство.
Его путь в кинематограф был легким. В отличие от многих других актеров, долго и мучительно искавших свою профессию, Пек с раннего детства твердо знал, что его будущее будет связано только с искусством. Он родился 5 апреля 1916 года в Ла Джолле, штат Калифорния. Окончив школу, поступил в Калифорнийский университет, который окончил в 1939 году. Затем совершенствовал свое актерское мастерство в школе драматического искусства.
Еще в университете Грегори участвовал в постановках любительского студенческого театра. По окончании учебы уверенно начал работать на профессиональной сцене, а в 1943 году – дебютировал в кино. Самой судьбой ему было предопределено амплуа положительного героя, заражающего всех окружающих оптимизмом и верой в лучшее будущее. Удачно найденный в первом фильме образ «рыцаря без страха и упрека» становится как бы визитной карточкой актера на долгие годы. Да по-иному и не могло быть. Зрители просто не могли представить себе этого красавца в роли отрицательного героя.
Пек сразу и безоговорочно покорил зрительские сердца. Фильм следовал за фильмом. «Дуэль на солнце» (1946), «Джентльменское соглашение» (1948), «Только храбрец» (1949) и другие. И везде Грегори Пек представал образцом настоящего мужчины – красивым, уверенным в себе, и вместе с тем нежным и заботливым возлюбленным… Восторгам зрительниц не было предела, и в 47 – 52-м годах имя Пека уверенно входит в список десяти самых кассовых актеров американского кино. Не удивительно, что предложения новых ролей, сыплются на актера, как из рога изобилия. Ведь одно его появление на экране – самая верная гарантия коммерческого успеха ленты. Но ошибутся те, кто подумает, что триумфом, а иначе этот сногсшибательный успех актера не назовешь, Пек обязан был только своей внешности. Не меньшую роль сыграло и его профессиональное мастерство. Но прежде всего – присущие ему мягкий юмор и интеллигентность, придававшие особую прелесть его игре.
И думается, не обладай он этими качествами, вряд ли участие в комедии У.Уайлера «Римские каникулы» (1951) обернулось бы такой творческой удачей. Трогательная история любви репортера и принцессы, позволившей себе на несколько часов почувствовать себя простой смертной, покоряла удивительной чистотой и естественностью поведения героев. Волшебная сказка в блистательном исполнении воздушно-хрупкой Одри Хепберн и мужественно-сдержанного Пека волновала зрителей, заставляя их смеяться и плакать.
Обаяние Пека, умение лишь несколькими штрихами дать точную портретную характеристику персонажа очень пригодились в таких картинах, как «Моби Дик» (1956), «На последнем берегу» (1959), «Пушки
94
Навароне» (1961). В фильме «Снега Килиманджаро» – экранизации рассказа Хэмингуэя – Грегори Пек сыграл трагедию сильного неординарного человека, борющегося со смертью и перед ее лицом, в своих воспоминаниях, как бы заново проживающего всю жизнь – от надежды к отчаянию, и снова к надежде… Пек и его партнерша по фильму красавица Ава Гарднер добросовестно выполняли волю режиссера Генри Кинга, но тот видел свою задачу в создании лишь красивой истории, в которой сила любви восторжествовала над смертью, и в этом вполне преуспел…
Не повезло Грегори Пеку и в другой экранизации – «Любимом, но неверном» по Скотту Фицджеральду… Но, наверное, нет актеров, у которых не было бы неудач. В целом же кинематографическая карьера Пека складывалась более чем благополучно.
В памяти зрителей остались его герои – немногословный капитан подводной лодки, последний свидетель последствий третьей мировой, термоядерной, войны, погубившей человечество – Дуайт Тауэре («На последнем берегу»), надежный и волевой Дик Мэллори, заброшенный вместе с товарищами в тыл фашистам («Пушки Навароне»), принципиальный и добрый адвокат Аттикус Финч («Убить пересмешника»), за которого актер был удостоен «Золотого глобуса» и «Оскара», и многие другие…
Высокий авторитет Пека, уважение, с которым к нему всегда относились коллеги, позволили ему не только стать членом Национального Совета искусств, но и на протяжении ряда лет занимать пост президента Американской киноакадемии – честь, которой были удостоены немногие.
Впрочем, высокие должности не мешали актеру продолжать работу в кино. И словно желая доказать самому себе и другим, что его творческий диапазон гораздо шире. Пек берется за роли самого разного плана. То он герой классического вестерна – бравый Мак-Кенна («Золото МакКенны», 1969), то благородный ковбой Клей Лоуманс («Стреляй», 1971), то обаятельный авантюрист Дине («Билли по прозвищу Дее Шляпы», 1974), то неожиданно появляется на экране в образе бригадного генерала Мак Артура – человека, ставшего легендой при жизни («Мак Артур», 1977). Или, что совсем уж не похоже на все предыдущие роли Грегори Пека, блистает в роли коварного маньяка и садиста – зловещего доктора Менгеле в экранизации романа Айры Левина «Мальчики из Бразилии» (1978). Но все же наибольшим успехом у зрителей пользуются «традиционные» для Пека роли положительных героев: Авраама Линкольна («Голубые и серые мундиры», 1982), президента («Удивительная Грация и Чак», 1987), монсеньора Хью О’Флаэрти («Алое и черное», 1983) и другие.
В последние годы Пек снимается мало (одна из последних его ролей – писатель Амброз Бирс в фильме «Старый гринго», 1989), не любит давать интервью и предпочитает уединенный образ жизни. Быть может, для него, подобно другим красавцам. болезнен приход старости, и ему более приятно видеть себя на экране таким же, как три десятилетия назад – красивым. молодым, уверенным в себе мужчиной, кумиром публики… Что ж, это его право. Пеку действительно есть, чем гордиться. Он снялся в десятках фильмов. Многие из сыгранных им ролей вошли в золотой фонд мирового кино, и в памяти благодарных зрителей он навсегда останется одним из самых красивых и мужественных актеров своего времени.
Ирина ЗВЕГИНЦЕВА
93
Добавить комментарий