Путь Каттера / Cutter’s Way (1981)

Путь Каттера / Cutter’s Way (1981): постер Полнометражный фильм.

США.

Продолжительность 105 минута.

Режиссёр Айвен Пассер.

Автор сценария Джеффри Алан Фискин по роману Ньютона Торнберга.

Композитор Джек Ницше.

Оператор Джордан Кроненвет.

Жанр: криминальный фильм, драма, детектив, триллер

Краткое содержание
Ричард Бун (Джефф Бриджес), ведущий разгульный образ жизни, случайно находит труп молодой девушки в мусорном баке. Ничего толком не сообщив полиции, он спустя время понимает, что, судя по всему, видел виновного — местного магната Дж.Дж. Корда (Стивен Эллиотт). Алекс Каттер (Джон Херд), лучший друг Ричарда, вернувшийся с вьетнамской войны калекой и тоже беспробудно пьющий, убеждает его помочь сестре покойной, Валери (Энн Дазенберри), и вывести толстосума на чистую воду.

Также в ролях: Лайза Эйхорн (Мо), Артур Розенберг (Джордж Свэнсон), Нина ван Палландт (женщина в отеле), Патриция Донахью (миссис Корд), Билли Драго (мусорщик).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 11.01.2013

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Путь Каттера / Cutter’s Way (1981): кадр из фильма
Каттер

Первоначально постановку должен был осуществить Роберт Маллиган, отказавшийся, как только из проекта вышел Дастин Хоффман, изначально приглашавшийся на главную роль. И продюсер Пол Гариан составил для Джеффри Алана Фискина список потенциальных режиссёров. По забавному стечению обстоятельств, имя Пассера оказалось единственным, которое ни о чём не говорило кинодраматургу, и тот остановился на кандидатуре Айвена (Ивана), ознакомившись с его ранней, снятой ещё в Чехословакии музыкальной комедией «Интимное освещение» /1965/. Весьма показательный момент! Ведь этому эмигранту из ЧССР, в отличие, скажем, от Милоша Формана, прежде не удавалось получать столь интересные предложения – и приходилось довольствоваться сугубо коммерческими (впрочем, чаще неплохими) криминально-юмористическими произведениями. В «Пути Каттера» Пассер возвращается к эстетическим поискам периода «пражской весны» – пусть и с поправкой на суровые североамериканские реалии.

Путь Каттера / Cutter’s Way (1981): кадр из фильма
… и Боун

Роман Ньютона Торнберга «Каттер и Боун»1, опубликованный в 1976-м году, предполагалось экранизировать, судя по всему, в русле других горьких и честных кинопроизведений о «вьетнамском синдроме» – вроде «Таксиста» /1976/ или «Возвращения домой» /1978/. Но объяснения прохладного отношения зрителей2, как и поначалу – ведущих заокеанских критиков, следует искать, думаю, не только в упрёках во вторичности замысла. Пассер и Фискин, вроде бы прибегая к детективной интриге ради привлечения к действу дополнительного интереса, более того, привнося новомодные элементы neo-noir, тем не менее – заставляют покинуть сеанс в полном недоумении. Что это за непонятный жанровый гибрид? Как реагировать на странный фильм, не укладывающийся в привычные стереотипы? О чём вообще речь?..

Путь Каттера / Cutter’s Way (1981): кадр из фильма
Их путь…

Есть подозрение, что всему виной – необычная трактовка истории режиссёром, который принципиально не стал сводить перипетии к расхожим клише. Всматриваясь в существование закадычных приятелей, словно махнувших рукой на свою жизнь, авторы всё же отказываются декларировать единственной и даже достаточной причиной неприятностей воспоминания о войне, искалечившей тело, а прежде всего – травмировавшей психику. Особенно это характерно для Каттера, почти всё время проводящего в беспробудных пьянках, сознательно нарывающегося на неприятности, конфликтуя с соседями или случайными знакомыми в баре, вечно ссорящегося с женой, тоже пристрастившейся к алкоголю и норовящей подать на развод… Айвен не осуждает и не оправдывает героев, но, «всего лишь» беспристрастно (в лучших «пражских» традициях!) фиксируя убогий быт ветерана, даёт понять: подобное проявление ненависти, накопившейся к родной стране, пославшей на бессмысленную бойню, чревато в первую очередь для него самого. Однако отношение режиссёра резко меняется в тот момент, когда Каттер обретает (возвращается?) собственный путь – именно так, всерьёз и торжественно. Его, Буна и Валери методы могут показаться сомнительными, а попытки шантажировать одного из сильных мира сего – нелепыми. Но мы не вправе не восхищаться человеком, который, собрав волю в кулак, жертвует собой ради восстановления справедливости. Отдельным достоинством фильма является блистательная игра Джеффа Бриджеса и Джона Херда.

.

__________
1 – Студия поменяла двусмысленное (его можно перевести как «Скальпель и кость») название, опасаясь, что публика будет думать, будто это картина о хирургах.
2 – При бюджете $3 млн. кассовые сборы составили $1,7 млн.

 Прим.: рецензия публикуется впервые


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+