Путешественник / Homo Faber (1991)

Путешественник / Homo Faber (1991): постерПолнометражный фильм (номинация на «Феликс»).

Другие названия: «Homo Фабер» / «Человек Фабер» / «Человек творящий» (варианты перевода названия), «Странник» / «Путешественник» / «O taxidiotis» (Греция) / «Voyager» (международное англоязычное название).

Франция, ФРГ, Греция, Великобритания.

Продолжительность 117 минут.

Режиссёр Фолькер Шлёндорф.

Автор сценария Руди Вурлитцер по роману Макса Фриша.

Композитор Стенли Майерс.

Операторы Йоргос Арванитис, Пьер Ломм.

Жанр: драма, мелодрама

Краткое содержание
Апрель 1957-го года. Вальтер Фабер (Сэм Шепард), инженер из Швейцарии, совершающий рейс из Каракаса в Нью-Йорк, знакомится с коммивояжёром Гербертом Хенке (Дитер Кирхлехнер), выяснив в процессе разговора, что тот приходится братом Иоахиму Хенке (Аугуст Цирнер), с которым он учился до войны в Цюрихе. Из-за технических неполадок самолёт совершает экстренное приземление в пустыне. Вальтер предлагает Герберту составить компанию в надежде повидаться со старым другом и узнать о судьбе Ганны (Барбара Зукова, номинация на «Феликс») — женщины, которую когда-то любил и на которой тот женился. К несчастью, они застают Иоахима мёртвым — совершившим самоубийство…

Также в ролях: Жюли Дельпи (Сабет, номинация на «Феликс»), Трэйси Линд (Шарлин), Деборра-Ли Фернесс (Айви), Томас Хайнц (Курт), Билл Данн (Левин), Петер Берлинг (баптист), Лорна Фаррар (Арлетт), Лу Кателл (швейцар в Нью-Йорке).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 22.04.2016

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Путешественник / Homo Faber (1991): кадр из фильма
Путешественник Фабер

Пожалуй, даже почитатели творчества признанного западногерманского режиссёра вправе по завершении сеанса констатировать: ещё одним Шлёндорфом больше. «Путешественник», казалось бы, не привносит ничего принципиально нового в череду – точнее, в персональную коллекцию кинематографиста-библиофила – осуществлённых постановщиком экранизаций выдающихся литературных произведений. Фильм ожидаемо скуп на эмоции и несколько монотонен по интонации, которая, впрочем, постепенно настраивает на медитативное состояние – почти как на сеансе драмы «Париж, Техас» /1984/, снятой Вимом Вендерсом (соотечественником и во многом единомышленником Фолькера) по сценарию не кого иного, как Сэма Шепарда. А между тем есть основания утверждать, что обращение к роману «Homo Фабер» /1957/ Макса Фриша таило для мастера (как и для потрясающе точно выбранного исполнителя заглавной роли) на редкость богатые возможности.

Путешественник / Homo Faber (1991): кадр из фильма
Лишён иллюзий

Сценарист Руди Вурлитцер и режиссёр, хотя и внесли существенные корректировки (по сути, довольствовались лишь одной частью первоисточника, так называемой «первой остановкой»), отнеслись к тексту с исключительным пиететом. Важная для писателя мысль о созвучии судьбы Вальтера новейшей истории родной страны, сумевшей сохранить нейтралитет (в полном значении термина) в обеих мировых войнах и позже, безусловно, нашла отражение в киноверсии, прозвучав особенно любопытно в свете победы капиталистического блока над социалистическим. Мало того, Шлёндорфу в целом удалось донести до зрителей (к слову, встретивших ленту не без интереса1) и выстроенную Фришем многосложную философско-историческую концепцию, отнюдь не представляющуюся абстрактно-схематичной – органично вплетённую в художественную ткань. Ему даже не пришлось прибегать к элементам притчи, позволять фантазии вламываться в действительность, как в своём лучшем творении – «Жестяном барабане» /1979/! Инженер-путешественник, резонно указывающий собеседникам на значимость для прогресса технологий – не искусства и не религии, видится самим воплощением понятия homo faber, возникшего ещё в Древнем Риме и поднятого на щит в начале XX века. Технократ и космополит, не удосужившийся (к разочарованию Сабет) ознакомиться «Посторонним» Альбера Камю и с иронией относящийся к изысканиям другого экзистенциалиста, Жана-Поля Сартра, твёрдо верит не только во могущество интеллекта, способного, изучая объективные законы природы, преобразовывать окружающий мир. Его взгляды, по сути, базируются на предпосылке о том, что человек – и конкретный индивид, и весь род людской – является творцом собственной судьбы и истории, причём без существенной оговорки, сделанной Карлом Марксом (относительно объективно существующих, перешедших из прошлого обстоятельств). Но… Вальтер достаточно умён и точно не подвержен догматизму, чтобы не признать: череду событий, имевших место в течение нескольких месяцев, не списать на обыкновенные совпадения.

Путешественник / Homo Faber (1991): кадр из фильма
Шутка судьбы?..

Мотив полного и безоговорочного поражения рационализма в его крайнем варианте постепенно становится доминирующим. Если несколько упростить, разум, осознающий свою силу (в перспективе, притом в перспективе обозримой, – всесилие), расписывается в бессилии, столкнувшись с произволом, с изощрёнными каверзами Рока. Знакомство и скоротечный роман с милой девушкой Элизабет, называемой для краткости Сабет, превращает Фабера, слишком поздно сопоставившего разные факты и сделавшего нужные выводы, в современного Эдипа (с логическим ударением на слове «современного»), и развязка не может быть иной – не трагедийной. Фолькер Шлёндорф, нередко выслушивавший упрёки в апеллировании прежде всего к интеллекту, в эмоциональной сухости, не отрицает, что ощущает в персонаже родственную душу. Именно поэтому фильм производит впечатление особого рода исповеди кинематографиста – попытки поделиться с нами сделанным (сделанным лично, не почерпнутым на страницах книги Фриша) открытием. Нахлынувшие (нахлынувшие слишком поздно) чувства радости уже не принесут – скорее, наоборот.

.

__________
1 – В первую очередь в ФРГ, где аудитория составила 1,3 млн. зрителей, в то время как в заокеанском прокате кассовые сборы едва превысили отметку в $0,5 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Кудрявцев Сергей. Если не читать Фриша… // Искусство кино. – 1992, № 11. – С. 165-166.
Видеоклуб // Ровесник. – 1992, № 7. – С. 32.
Кудрявцев Сергей. Интерфест для «Хомо Фабера» // Видео-Асс Премьер. – 1992, № 8. – С. 18-19.
Фёдоров Александр. Жюли Дельпи: Шарм на(кино)прокат // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 31. – С. 8-9.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+