Пять лёгких пьес / Five Easy Pieces (1970)

Пять лёгких пьес / Five Easy Pieces (1970): постерПолнометражный фильм (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Другие названия: «Пять лёгких музыкальных пьес» / «Пять лёгких кусочков» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 98 минут.

Режиссёр Роб Рейфелсон (номинация на «Золотой глобус»).

Автор сценария Кэрол Истман (в титрах как Adrien Joyce) по сюжету Боба Рейфелсона и Кэрол Истман (в титрах как Adrien Joyce) – номинации на «Оскар» и «Золотой глобус».

Исполнение музыкальных произведений на фортепиано Пёрл Кауфман.

Оператор Ласло Ковач.

Жанр: драма

Краткое содержание
Роберт Эроика Дупеа (Джек Николсон, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), родившийся в обеспеченной семье музыкантов, зарабатывает, где придётся, в данный момент — трудится на нефтепромыслах вместе с закадычным приятелем Элтоном (Билли Грин Буш), которого внезапно арестовывают за спонтанное ограбление автозаправочной станции. Повидавшись в Лос-Анджелесе с сестрой Партитой (Лоис Смит), он обещает заглянуть домой, где давно не был. Бобби приходится взять с собой Рэйетт Дипесто (Карен Блэк, премия «Золотой глобус» и номинация на «Оскар»), опасающуюся, что тот её бросит.

Также в ролях: Фэнни Флэгг (Стоуни), Салли Струтерс (Бетти), Марлена МакГуайр (Твинки), Ричард Стал (инженер по звукозаписи), Хелена Каллиниотес (Палм Аподака), Тони Бэзил (Терри Гроуз), Лорна Тэйер (официантка), Сьюзан Энспач (Кэтрин Ван Оост), Ральф Уэйт (Карл Фиделио Дупеа), Уильям Чэлли (Николас Дупеа), Джон П. Райан (Спайсер), Айрин Дейли (Сэмиа Глэвиа), в эпизоде Клэй Гринбуш (ребёнок, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.02.2016

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Пять лёгких пьес / Five Easy Pieces (1970): кадр из фильма
Американский нефтяник

Указанная в титрах кинокомпания BBS Productions – не производственное подразделение какого-нибудь американского телеканала по типу ABC Pictures или CBS Productions, привлекавшихся и к созданию кинофильмов. Наименование составлено из первых букв имён соучредителей: кинорежиссёра Боба Рейфелсона и продюсеров Берта Шнайдера и Стивена Блаунера. «Пять лёгких пьес» стали дебютным проектом, реализованным ими совместно, однако ранее (под эгидой Raybert Productions1) первым двум удалось добиться успеха не только ситкомом про развесёлый поп-рок-квартет The Monkees, но и эпохальным «Беспечным ездоком» /1969/. Разумеется, с единомышленниками был тесно связан Джек Николсон, не только с удовольствием снимавшийся у того же Рейфелсона и получивший возможность попробовать силы в режиссуре. Начиная с образа повстречавшегося друзьям-байкерам адвоката Хэнсона, ведущего неблагодарную правозащитную деятельность в провинции и гибнущего по нелепой случайности, он получил возможность на редкость глубоко, с вариациями, в разных тональностях проиграть интуитивно нащупанную актёрскую тему, оказавшуюся на редкость созвучной времени. Удел Дупеа, отказавшегося величаться Робертом Эроикой, превратившись просто в Бобби, как только покинул стены родного дома и вообще предпочёл классической музыке непостоянные приработки, в каком-то смысле ещё хуже. Дело не в самом по себе бегстве от высокого искусства в грубую повседневность. Не в желании трудиться в поте лица своего, проводя досуг либо в пустопорожних разговорах с вечно испуганной, готовой в любой момент разрыдаться Рэйетт, либо – за игрой в боулинг. Не в стремлении стать пролетарием (из короткого разговора с шефом становится ясно, как низко тот ценит навыки приятелей), окунувшись в атмосферу прозаического бытования одноэтажной Америки, имеющего мало общего с безбедным, якобы интеллектуально насыщенным, а на поверку – беспросветно скучным существованием профессиональных музыкантов…

Пять лёгких пьес / Five Easy Pieces (1970): кадр из фильма
Вступился за товарища

В некоторых странах лента известна под заголовком (или с подзаголовком) «Человек ищет себя». И так действительно можно истолковать поступки Бобби, откликающегося на любую, в том числе самую ничтожную, возможность узнать нечто новое. Неважно, касается ли это мимолётного знакомства с девушками или ввязывания в драку с незнакомцами (как вскоре выяснится, сотрудниками правоохранительных органов, прибывшими повязать Элтона за глупое преступление), общения с парочкой попутчиц, помешавшихся на экологических вопросах2, или романа с Кэтрин – протеже собственного брата, вроде бы способной на подлинные чувства. Вот только сложно не заметить, что сам процесс поиска – следствие полнейшей внутренней растерянности, и ещё хорошо, что где-то в подсознании теплится слабая надежда, что удастся (методом случайного перебора) обрести хоть какой-то смысл существования. Впрочем, посещение родных пенатов, включая попытку отвести душу, выговорившись парализованному отцу (один из самых пронзительных моментов, сыгранных – нет, прожитых – выдающимся артистом), не приносит результатов. Финальное, тоже спонтанное решение Дупеа в очередной раз бросить всё, порвать последние нити социальных привязанностей (оставив на бензоколонке Рэйетт, автомобиль, личные вещи, Боб просит водителя-дальнобойщика взять его с собой куда-то на холодный север, солгав, будто является погорельцем), со всей очевидностью свидетельствует: теперь уже – совсем всё равно. Постановщик и сценаристка Кэрол Истман, скрывшаяся за псевдонимом Эдриен Джойс, выразили суть шедших в западном (в первую очередь в заокеанском) обществе перемен, прозорливо высветили фундаментальную проблему начинавшейся новой эпохи. Что делать человеку, в чьих глазах прежние, консервативные ценности основательно дискредитированы, а красивая попытка изменить мир к лучшему обернулась иллюзией, потерпев сокрушительный крах?.. Чему посвятить жизнь? Какие музыкальные произведения сочинять или хотя бы исполнять тому, кто в совершенстве овладел пятью лёгкими – рекомендованными для обучения пианистам-новичкам – пьесами?.. Ответа нет и, что хуже всего, не предвидится. Собственно, обозначенный тревожный вопрос прошёл красной нитью почти через все картины Нового Голливуда. Знаменательно, что именно Рейфелсон, стоявший у истоков феномена (те же «Пять лёгких пьес» пользовались неожиданно внушительным зрительским спросом, при бюджете $1,6 млн. принеся $18,1 млн. кассовых сборов, $8,9 млн. прокатной платы) в числе первых укажет на исчерпанность направления в трагикомедии «Оставайся голодным» /1976/.

.

__________
1 – Между прочим, юридически данная фирма также участвовала в производстве.
2 – Любопытно, что роль Палм Джек хотел (но так и не рискнул) предложить легендарной певице Дженис Джоплин.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Соболев Р. Голливуд. 60-е годы. – М.: Искусство, 1975. – С. 58-61.
Тумансина Н. Джек – потрошитель сердец // Ровесник. – 1994, № 1. – С. 18-21.
Цыркун Нина. Путешествие в «Серебряный век» // Видео Дайджест. – 1991, № 5. – С. 36-43.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+