Пятница, 13-е / Friday the 13th (1980)
Сильванович О. «Пятница, 13» // Видео Дайджест. – 1990, № 4. – С. 33-34.
«ПЯТНИЦА, 13»
Эта популярная сегодня на видеорынке американская серия фильмов ужасов заслуживает эпитета «Кровавая». Еще бы: кровь льется в этих фильмах потоком, жертвы разрубаются топорами, удушаются, топятся, им отрезают головы, перерезают горло, их расстреливают из арбалета и т. д., а с третьей серии фильма излюбленным «художественным приемом» авторов становится отсечение конечностей.
Действие всего видеосериала происходит в лесу над Кристальным Озером, где-то в северо-восточных штатах. Когда-то там размещался детский лагерь, но однажды произошла трагедия: утонул мальчик, Джейсон Борхиз. Погиб из-за беспечности вожатых. Скрывшись в кустах, те предавались любовным утехам и не слышали отчаянного крика ребенка. Утопленника не смогли выловить. С тех пор над озером нависло проклятье, однако преисполненные самоуверенности, скепсиса и деляческого цинизма предприниматели пренебрегают опасностью, пытаясь возродить
33
лагерь у озера вновь и вновь. В первой серии это делает молодой энергичный делец, нанимающий, естественно, и молодой персонал. Однако во время подготовки лагеря к открытию сезона происходят странные вещи, а с наступлением темноты начинается вакханалия убийств.
Та же схема повторяется с большей или меньшей мерой профессионализма авторов из фильма в фильм. В первом убийцей оказывается сумасшедшая мать Джейсона, которую соединяет с утопленником таинственная связь, – она является медиумом, через которого действует и мстит сам мальчик. Когда же в конце фильма последняя оставшаяся в живых девушка раскраивает матери Джейсона голову мачете, а сама в тяжелейшем душевном состоянии попадает в психиатрическую лечебницу, эстафетную палочку, а точнее – секиру, принимает обезумевший врач, а позднее и сам Джейсон Ворхиз, который к этому времени здорово подрос и удивительно возмужал в водах озера. И с этого времени каждый следующий фильм начинается сценой воскрешения из мертвых Джейсона и завершается сценой его уничтожения, но не окончательной смерти (нужно же оставить возможности для продолжения сериала).
«Пятница, 13» претендует и на некое морализаторство: ведь все ужасные события в фильме – следствие «первородного греха», совершенного некогда в этом райском уголке, и неверия в неизбежное воздаяние. За грех неверия расплачиваются и предприниматели, и молодежь, которая, несмотря на все предостережения, нанимается на работу в лагерь, и сама полиция, не принимающая на веру мистические слухи и всегда прибывающая на место преступления слишком поздно. Из убитых полицейских в этом сериале можно было бы сформировать порядочную бригаду по борьбе с «зомби».
О. СИЛЬВАНОВИЧ
34
Добавить комментарий