Пятница, 13-е / Friday the 13th (1980)

Алова Л. Гений крови // Видео Дайджест. – 1990, № 4. – С. 35-36.

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ

ГЕНИЙ КРОВИ

Герой нашей статьи – Том Савини. Его называют «гением крови», его шоковые эффекты поистине фантастичны, и именно они приносят порой кассовый успех тому или иному фильму. Так было с картинами «Пятница, 13», «Рассвет мертвецов», «Маньяк», «Эффекты», «Зрелище не для слабонервных» и многими Другими. Натурализм поставленных им сцен насилия заставляет иной раз забыть о том, что это всего лишь иллюзия, мастерский обман, что все-таки это кино, а не жизнь.

Сам Том Савини охотно рассказывает о секретах своего редкого ремесла.

Например, о том, как ставилась жуткая сцена скальпирования в фильме «Маньяк».

Сначала ножом с предварительно затупленным лезвием актрисе проводили по лбу. При этом к лезвию была прикреплена незаметная пластиковая трубочка, в которую Савини, находящийся за кадром, подкачивал красную жидкость. Затем на лоб актрисы наносился воск цвета кожи. Нож прорезал заметное углубление в воске, а Савини снова подкачивал «кровь» через трубочку. Следующая стадия требовала большой тщательности исполнения. Волосы актрисы смачивались жидким мылом, высушивались и прижимались к черепу. После нанесения соответствующего грима создавалось ощущение голого черепа. Дальше накладывалась застывшая смесь «крови» и вазелина, а поверх всего прикреплялся скальп из латекса с волосами, не отличающимися по виду от волос актрисы. Внутри скальпа проходила соответствующая резиновая трубочка.

На экране убийца наносит жертве продольную рану на лбу, хватает ее за волосы и одним движением срывает скальп; кровь заливает героине лицо, а глазам зрителя предстает обнаженный череп со сгустками крови.

«Каждый раз, когда камера отъезжает в сторону, усмехается Том Савини,– зрители вздыхают с облегчением, но камера возвращается снова и снова, и зритель не выдерживает, он хочет остановить сцену, но это не в его силах… Пощады не будет, не ждите».

Том Савини влюблен в свое дело и работает с такой самоотдачей, с такой энергией, проявляя такую недюжинную фантазию в

35

вопросе, как поэффектнее укокошить очередную жертву и повернее ужаснуть зрителя, что, естественно, возникает мысль о том, что это либо человек без нервов, либо…

«Про меня поговаривают, – жалуется Савини корреспонденту журнала «Филм Коммент»,– будто я патологический тип, болезненно жестокий. На самом же деле я девятилетний ребенок, который пытается надуть простаков… Впрочем, я сам не знаю, может быть, уже ничто не может вызвать у меня отвращения. Возможно, это объясняется моим пребыванием во Вьетнаме, а может быть, специальными тренировками, которые я провожу».

Надо думать, тренировки и в самом деле помогают Тому Савини психологически защитить себя от творений его же ума и рук. Он все время старается усложнить убийство, сделать его как можно более изощренным и неожиданным для зрителя. В том же «Маньяке» вместо того, чтобы убить героя выстрелом из пистолета через лобовое стекло автомобиля, как было сочинено сценаристом, Том предложил свой «план». Он создал муляж головы, начинив его «мозгами» и «кровью». В фильме этот «спецэффект» снят замедленно, чтобы зритель смог «насладиться» им в мельчайших подробностях. По словам Стивена Кинга, который видел фильм «Маньяк» на кинофестивале в Каннах, «люди выбегали из зала, зажав рот руками».

Том Савини пытается всерьез обосновать свой профессиональный азарт. «Меньше всего меня можно обвинить в том, что я стараюсь сделать людей менее чувствительными к насилию. Наоборот, я стремлюсь показать им, что насилие отвратительно, чудовищно, ужасно. И преступно не показывать им этого. Я знаю, я видел, что делают пули с человеком. Я прихожу в ужас, когда вижу по телевизору, как где-то солдат разрывными пулями стреляет в фоторепортера. Но времена моей юности насилие в фильмах не было ужасным. Целое поколение детей воспитано в убеждении, что в убийстве нет ничего противоестественного. Задумайтесь над этим».

Если человек будет знать, что насилие ужасно, он никогда не пойдет па это – считает самый непревзойденный на сегодняшний день мастер по «шоковым спецэффектам». Что же: блажен, кто верует…

Л. АЛОВА

36

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+