Рассекая волны / Breaking the Waves (1996)

Рассекая волны / Breaking the Waves (1996): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Рассекая волны» / «Rompiendo las olas» (Испания).

Испания, Дания, Швеция, Франция, Нидерланды, Норвегия, Исландия.

Продолжительность 159 минут (режиссёрская версия – 153 минуты).

Режиссёр Ларс фон Триер.

Автор сценария Ларс фон Триер.

Оператор Робби Мюллер.

Жанр: драма, мелодрама

Краткое содержание
Бесс МакНил (Эмили Уотсон, номинация на «Оскар» и «Золотой глобус»), живущая в замкнутой религиозной общине в деревушке где-то на севере Шотландии, тяжело пережившая гибель брата, выходит замуж за Яна Нимана (Стеллан Скарсгард). Спустя некоторое время после свадьбы муж отправляется на заработки — на нефтяную платформу в открытом море, заставляя молодую жену страдать от разлуки и одиночества. Бесс молит Бога вернуть Яна, однако происходит страшное.

Также в ролях: Кэтрин Кэртлидж (Додоо МакНилл), Жан-Марк Барр (Терри), Эдриан Роулинс (доктор Ричардсон), Джонатан Хэккетт (пастор), Сандра Во (мать), Удо Кир (моряк-садист).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.10.2013

Авторская оценка 10/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Рассекая волны / Breaking the Waves (1996): кадр из фильма
Бесс говорит с мужем

Хотя Ларс фон Триер вынашивал замысел на протяжении нескольких лет, знаменательно, что фильм вышел вскоре после торжественного опубликования в Копенгагене небезызвестного кинематографического манифеста. Конечно, пока сложно говорить о безусловном следовании всем пунктам «Догмы-95» – и в части запрета на использование специально возведённых декораций и реквизита, и в отношении своеобразного табу на применение новейших технологий. Тем более это касается музыки, которую Бесс искренне считает величайшим даром, ниспосланным иностранцами её родной деревушке, и помимо замечательной подборки популярных композиций1, вместе с неправдоподобно красивыми шотландскими пейзажами служащих фоном для титров, обозначающих названия глав, режиссёр не в силах удержаться от введения краткой «видеоклиповой» сцены. Наверное, более ёмко было не передать безмерную радость молодой супруги, видящей, как друзья переносят чудом выжившего после очередной операции Яна из больницы домой… И тем не менее влияние на стилистику озвученного комплекса идей, напоминающих набор эстетических лозунгов и не случайно получившего неоднозначное название (стараниями мыслителей-рационалистов термин догма приобрёл уничижительный смысловой оттенок), несомненно, доказывая, что свод отнюдь не непреложных правил за подписью фон Триера и Томаса Винтерберга не являлся нестандартным рекламным ходом – средством привлечения внимания. Ларс прав, уверяя, что в иной (привычной, «академичной», не входящей в противоречие с сюжетом) стилистике, без интенсивного использования ручной камеры и съёмок на видео с последующим переводом на 35-миллиметровую киноплёнку, создавших удивительную иллюзию непосредственного присутствия на месте событий, излагаемая история показалась бы иной: сентиментальной, неестественной, приторной. Признание профессионалов (в частности, Большой приз жюри на Каннском кинофестивале) и рядовых зрителей2 это подтверждает.

Рассекая волны / Breaking the Waves (1996): кадр из фильма
На свадьбе

К слову, вынесенное в заголовок выражение, во многих странах намеренно не переводившееся с английского языка, помимо буквального и одновременно – расширительного, метафорического звучания получает ещё и узкоспециальное, киноведческое значение. Содержащийся в «Догме-95» намёк (упоминание 1960-го года) на славные течения критичен по отношению к их приверженцам из Франции, Великобритании, Италии, ФРГ, Чехословакии и т.д., по молодости бросавшим вызов непомерной искусственности – «загримированности» – экрана, но в конечном итоге благополучно вписывавшимся в киноиндустрию. Фон Триер же ставит амбициозную сверхзадачу «рассечь» бесчисленные кинематографические «волны», новые и новейшие, и действительно добивается впечатляющих результатов – заставляет на протяжении двух с лишним часов забыть об иллюзорности того, чему мы стали свидетелями. При желании это можно расценить в качестве сугубо постмодернистских поисков – изысканной художественной игры, в которую реальность включается на равных с методами её преломления и анализа. Однако в сравнении с удивительной (хочется сказать, библейской) простотой и ясностью ленты предыдущие произведения датского мастера, тоже изобретательно выстроенные и не обделённые талантом, поневоле покажутся вымученными и перегруженными идеями, ценность которых, как минимум, небесспорна.

Рассекая волны / Breaking the Waves (1996): кадр из фильма
Любовь помогает выжить

«Рассекая волны» – тот случай, когда используемые кинематографические приёмы, сами по себе отнюдь не универсальные, абсолютно органичны и даже неотъемлемы от явленного художественного мира. Когда «вдруг» исчезает резкость изображения, это не кажется недосмотром оператора Робби Мюллера, создавая эффект навёртывающихся на глаза слёз – эмоциональной реакции девушки на ситуацию, которую она старается подавить усилием воли, но не в состоянии сдержать. Или вспомним молитвы Бесс, «озвучивающей» слова Бога, рискуя быть воспринятой окружающими людьми не то злостной насмешницей, не то психически неуравновешенной (например, страдающей раздвоением личности) натурой, подтверждая поставленный доктором Ричардсоном диагноз. Эмили Уотсон, начинавшая в театре, по праву оказалась одним из ярчайших открытий конца столетия, продемонстрировав такую манеру существования на экране (не игру!), такое вживание в образ, такое богатство и глубину испытываемых – ни в коем случае не имитируемых – чувств, что просто диву даёшься. Параллели с творчеством Карла Теодора Дрейера нередко у Ларса полемичны, однако в данном случае приобретают принципиальный, если не решающий, характер, а если кому-то сравнение страстей никому не ведомой Бесс, третируемой членами религиозной общины, и судимой Инквизицией Жанны Д’Арк покажется кощунственным – посоветуем вспомнить Жана-Люка Годара, у которого («Жить своей жизнью» /1962/) наличествовало ещё более смелое косвенное сопоставление героинь.

Рассекая волны / Breaking the Waves (1996): кадр из фильма
Нравственное падение?..

Объединение этого фильма с «Идиотами» /1998/ (хотя лента официально вошла в «догматический» реестр под номером 2) и «Танцующей в темноте» /2000/ в трилогию под условным наименованием «Золотое Сердце» сам автор объясняет3 впечатлениями из детства – воспоминаниями о книжке про маленькую девочку, отличавшуюся безмерной и беспримерной добротой, выражавшую готовность пожертвовать ради других всем, что имеет. Одновременно режиссёр-сценарист отсылает зрителей к, возможно, ключевому архетипу всей христианской цивилизации, как бы проигрывая события Нового Завета в современных условиях. Старейшины, регулярно собирающиеся под крышей местной церкви (без колоколов – и как забыть завораживающий колокольный звон, раздающийся в заключительных кадрах?), без сожалений отправляющие в ад очередного почившего грешника, и не заметили, как превратились в фарисеев и книжников, чтущих объявленные священными тексты и… глубоко равнодушных к жизни. «Как можно любить слово? Любить слова. Нельзя любить слово. Можно любить другого человека. Это совершенство», – бросает в сердцах ошеломлённая Бесс. Кто бы что ни утверждал, МакНил знает, что именно просьба к Всевышнему4 вернуть супруга домой стала причиной несчастного случая. Но, следовательно, в её силах и исправить положение, какими бы безнадёжными ни казались обстоятельства. Доктор уверяет, что исцеление Нимана, если вдруг состоится, будет чудом из чудес – но поразительнее всего, что этого чуда из чудес, произошедшего у всех на глазах, никто не замечает. Обрушиваясь с острой критикой на религию (в лице представителей замкнутой деревенской общины), кинематографист отстаивает веру, которая, подпитываемая любовью, воистину всесильна. И ему с куда большим успехом, чем, например, в мистическом мини-сериале «Королевство» /1994-97/, удаётся донести представление о двойственной природе окружающего нас мира, где физическая и метафизическая составляющие неразрывно связаны друг с другом, оказывая незримое, но куда как реальное взаимное влияние. Тем печальнее представляются последующие, с позволения сказать, искания выдающегося (великого!) постановщика, отвернувшегося от Иисуса и обратившегося – тоже через посредство женских образов – к фигуре Антихриста.

.

__________
1 – От Боба Дилана до Дэвида Боуи и группы Deep Purple.
2 – Достаточно весомый бюджет ($7,5 млн.) легко окупился благодаря мировому прокату.
3 – Ларс фон Триер. Интервью. Беседы со Стигом Бьоркманом. – Санкт-Петербург: Издательский Дом «Азбука», 2008. – С. 208.
4 – По ассоциации вспоминается слоган хоррора «Повелитель желаний» /1997/: «Будьте осторожны в своих желаниях».

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий для Александр Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+