Рассвет мертвецов / Dawn of the Dead / L’alba dei morti (1978)

Рассвет мертвецов / Dawn of the Dead / L’alba dei morti (1978): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Рассвет живых мертвецов» (вариант перевода названия), «Зомби» / «Zombi» (Италия), «Рассвет живых мертвецов» Джорджа Э. Ромеро» / «George A. Romero’s Dawn of the Dead» (США: полное название).

Италия, США.

Продолжительность 127 минут.

Режиссёр Джордж Э. Ромеро.

Автор сценария Джордж Э. Ромеро.

Композиторы Дарио Ардженто, Гоблин (в титрах как The Goblins), Агустино Маранголо, Массимо Моранте, Фабио Пиньателли, Клаудио Симонетти (все четверо без указания в титрах).

Оператор Майкл Горник.

Жанр: фильм действия, фильм ужасов

Краткое содержание
Вирус неизвестной природы, превращающий людей в плотоядных зомби, единственной целью которых становится утоление голода, продолжает распространяться по планете с огромной скоростью. В воцарившемся хаосе Стивен Эндрюс (Дэвид Эмдж) и Фрэнсин Паркер (Гайлен Росс), сотрудники филадельфийского телеканала WGON, решают присвоить вертолёт, чтобы улететь подальше от скопления оживших мертвецов. В последний момент к ним присоединяются бойцы полицейского отряда специального назначения Роджер ДиМарко (Скотт Х. Рейнигер) и Питер Вашингтон (Кен Фори).

Также в ролях: Дэвид Кроуфорд (доктор Фостер), Дэвид Эрли (мистер Берман), Ричард Франс (учёный), Ховард Смит (теледиктор), Дэниэл Дитрих (Гивенс), Фред Бейкер (командир), Том Сваини (байкер), в эпизодах Джордж Э. Ромеро (режиссёр на ТВ / байкер Ник, без указания в титрах), Донна Савини (девочка-зомби, без указания в титрах), Майк Савини (мальчик-зомби, без указания в титрах), Кристин Форрест (ассистентка режиссёра / зомби, без указания в титрах), Джозеф Пилато (полицейский, без указания в титрах), Кен Нэджин (усатый байкер, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.03.2017

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Рассвет мертвецов / Dawn of the Dead / L’alba dei morti (1978): кадр из фильма
Зомби бродят по супермаркету

Дарио Ардженто не скрывал, что является большим поклонником творчества Джорджа Э. Ромеро – как, впрочем, и наоборот. Узнав, что коллега из-за океана подумывает о съёмках продолжения своего самого признанного произведения, «Ночь живых мертвецов» /1968/, он тут же предложил поддержку. Дарио не только посодействовал в материальном плане, обеспечив примерно половину производственного бюджета (правда, составившего порядка $650 тыс., а не $1,5 млн., как было озвучено в рекламных целях), но и не остался в стороне от творческого аспекта реализации замысла. Помимо некоторого (скорее, редакторского толка) участия в работе над сценарием Ардженто получил право на собственную монтажную версию для проката в неанглоязычных странах, которая, хотя и не вызвала восторга у соратника1, тоже пользовалась значительным зрительским спросом. Более того, сейчас уже трудно доподлинно установить, чей вариант фильма принёс больше денег: известно лишь, что общемировые кассовые сборы оцениваются в $55 млн. Главное же, маэстро «джалло» оказался ответственным за музыкальное оформление действа, которое на удивление замечательно передаёт странное, постапокалипсическое настроение. А ведь атмосфера «Рассвета мертвецов», то пронизанная печальной элегической интонацией (так сказать, нотками ностальгии по прежним, спокойным временам), то преисполненная «чёрного юмора», а то и возвышающаяся до обличительного пафоса, так далека от изысканного мира триллеров по-итальянски!

Рассвет мертвецов / Dawn of the Dead / L’alba dei morti (1978): кадр из фильма
Ходячая мишень

У кинематографиста родом из Нью-Йорка всё в известном смысле проще. Проще, без эстетских изысков, без сложных загадок и… реалистичнее. Дело не только в натурализме кадров расправы над обезумевшими пожирателями плоти, достоверность которым художнику по гриму и специальным эффектам (по совместительству каскадёру) Тому Савини помогли придать воспоминания о пребывании на подлинной – устроенной американцами во Вьетнаме – бойне. И не в доминировании на экране приглушённой цветовой гаммы, избранной взамен стильного чёрно-белого визуального ряда. В небольшом эпизоде Ромеро не случайно изображает режиссёра (роль его ассистентки сыграла Кристин Форрест, в жизни – жена постановщика) на телевидении, остающегося последним средством связи с внешним миром для людей, чудом уцелевших в разных частях света. Но что они слышат? Предложение приглашённого в телестудию эксперта сбросить на мегаполисы, как на места максимального скопления заражённых тварей, атомные бомбы… Автор по-прежнему не раскрывает зрителям причин катаклизма – да и о масштабах бедствия позволяет догадываться разве что по косвенным признакам. Например, по открывающейся во время полёта на вертолёте безрадостной панораме. Эпидемия, стремительно переросшая в пандемию, всё-таки остаётся где-то там, за пределами супермаркета типичного среднеамериканского городка2, неожиданно ставшего подобием Ноева ковчега для спасающихся от всемирного потопа – пусть и потопа иного рода, чем тот, что описан в Библии. Отдельно взятые индивидуумы, скорее всего, вели бы себя в подобной ситуации именно так. И крушение призрачной надежды на персональный оазис со всем необходимым (от внушительных запасов продовольствия, одежды, оружия до украшений из драгоценных металлов и камней), на уютный райский уголок посреди кромешного ада, выражает – до определённой степени – трагедию всего человечества.

Рассвет мертвецов / Dawn of the Dead / L’alba dei morti (1978): кадр из фильма
Руки не совать!

И, разумеется, незабываем финальный визит моторизированной банды, члены которой обнаруживают наличие другой – тёмной – стороны человеческой натуры. «Когда в аду не останется места, мертвецы начнут бродить по земле», – глубокомысленно изрекает Питер (фраза послужила одним из слоганов картины), вспомнив о той мудрости, что пытался донести прадед, шаман с острова Тринидад, владевший тайнами чёрной магии. Вот только, продолжает мысль режиссёр-сценарист, хозяевами новой преисподней окажутся всё же не они, но живые, утратившие контроль над животными инстинктами. Если мародёрам, столкнувшимся со Стивеном и Фрэнсин, хватает ума не затевать перестрелку (дескать, это было бы безумием), то для шайки байкеров, опьянённых вседозволенностью и разнузданной свободой, не существует уже никаких внутренних преград. Когда в ночь с 13-го на 14-е июля 1977-го года (за два с половиной месяца до начала съёмок) произошла авария, и Нью-Йорк остался без энергоснабжения, изумлённые журналисты писали, что США отделяет от каменного века всего двадцать четыре часа без электричества. Ромеро пошёл дальше, продемонстрировав, как быстро (и как основательно) деградирует вроде бы цивилизованное и высокоразвитое общество при столкновении с более серьёзной угрозой. Такова безрадостная картина рассвета…

.

__________
1 – Более динамичная и лишённая иронии, она, как считается, частично утратила остроту социально-критического подтекста.
2 – Основной натурой послужил торговый пассаж, расположенный в Монровилле, штат Пенсильвания, и с тех пор – ставший местной достопримечательностью.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Полякова Е. Работа не для слабонервных // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 26. – С. 136-138.
Сильванович О. «Пятница, 13» // Видео Дайджест. – 1990, № 4. – С. 33-34.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+