Разоблачение / Disclosure (1994)

Служебный роман по-американски // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 30. – С. 4-5.

СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН ПО-АМЕРИКАНСКИ

Производственные фильмы – предмет недавней гордости отечественного кинематографа – никогда не возбуждает особый зрительский интерес. И несмотря на впечатляющие кадры выплавки стали или уборки урожая, изощренные интриги и бескомпромиссную борьбу старого с новым, зрители предпочитали другие жанры. Но Голливуд в очередной раз продемонстрировал, что дело в мастерстве, – и производственный фильм может стать захватывающим, увлекательным зрелищем.

Действие фильма «Разоблачение» Барри Левинсона с первого до последнего кадра происходит в стенах компьютерной фирмы DigiCom. Она занимается разработкой новой системы Аркомакс. Но производство тормозится из-за некачественных приводов, ответственность за которые лежит на менеджере Томе Сэндерсе.

Более двадцати лет Том отдал процветанию филиала фирмы в Сиэтле. И сейчас, накануне объединения с другим производством, он вправе рассчитывать на повышение. Однако босс назначает на эту должность Меридит Джонсон, хваткого и решительного менеджера, занявшую высокие позиции в компьютерном бизнесе.

Когда-то Том и Меридит были любовниками, но жизнь разлучила их. У Тома – жена и двое детей. А Меридит целиком посвятила себя карьере. В первый же день работы Меридит завлекает Тома в свой кабинет и пытается соблазнить его. Ошарашенный Том спасается бегством, а наутро узнает, что Меридит обвинила его в сексуальном насилии. С помощью адвоката ему удается доказать свою невиновность. Но не успевает Том «перевести дыхание», как слышит зловещую фразу, сказанную Меридит своему напарнику: «Бедный Сэндерс, он даже не знает, во что ввязался». Неожиданное сексуальное нападение на Тома – это только обходной маневр с целью отвлечь его внимание от злосчастных приводов, а затем всю вину за провал новой программы свалить на него. Хотя именно Меридит (видимо, за немалую мзду) добилась того, чтобы при производстве сверхсовременных чипов использовался ручной труд. К тому же ошибкой было само размещение производства в Малайзии, загрязненная атмосфера которой не позволяет соблюдать жесткие требования к чистоте технологии производства сверхточной техники завтрашнего дня. Под напором неопровержимых фактов босс вынужден изгнать интриганку из фирмы и назначить другого вице-директора. Том вновь надеется на выдвижение, но его обходят и на этот раз.

Известно, что большая часть голливудских фильмов имеет в своей основе бестселлеры. Если в начале 80-х годов лидерство по числу экранизаций держал Стивен Кинг, то начало 90-х годов было отмечено острым соперничеством двух авторов – Гришема и Крайтона. В 1993 году увидел свет новый роман Крайтона «Разоблачение», и тут же студия «Уорнер Бразерс» купила права на его экранизацию. Предполагалось, что фильм поставит Милош Форман.

Узнав об этом, Крайтон воспротивился и настоял на кандидатуре Барри Левинсона («Человек дождя»), не смутившись полным провалом его последней картины «Джимми Голливуд». Поскольку Крайтон выражал недовольство экранизациями своих книг («Парк юрского периода» и «Восходящее солнце»), на этот раз он решил выступить в качестве продюсера, чтобы иметь решающий голос при подборе съемочного коллектива. Писать сценарий было поручено Полу Аттанасио. Он переработал роман для экрана в точном соответствии со вкусами современной аудитории, использовав для оживления действия элементы эротического триллера, судебной драмы и фантастического фильма.

Один из ударных эпизодов располагается в самом начале действия. Том получает приглашение нового вице-президента явиться к нему. Захватив

4

кипу официальных бумаг, Том отправляется на первый этаж. Его встречает интимный полумрак. Меридит достает бутылку вина и. едва пригубив из рюмки, распахивает кофточку и начинает раздевать Тома. Шепча непристойности, она пытается довести его до крайней степени возбуждения. И Том уже готов уступить соблазнительнице. Однако звуки, доносящиеся из коридора, отрезвляют его, и он в панике покидает комнату. Взбешенная Меридит бросается вслед за ним. Ее пышная грудь вываливается из бюстгальтера, длинные волосы растрепаны, как у ведьмы, взгляд источает ненависть, рот кривится от бешенства. «Ах ты, сукин сын, закончи то, что начал! Иначе тебе крышка!» – кричит она, перегнувшись через перила. На следующий день, потупив глаза, Меридит рассказывает боссу об аморальном поведении его сотрудника.

Суды современной Америки завалены делами о сексуальных домогательствах. Женщины вспоминают истории десятилетней давности, обвиняя бывших боссов в своей искалеченной жизни. Не миновала эта участь и президента Клинтона, заподозренного во фривольном поведении по отношению к своей сотруднице в бытность губернатором Арканзаса. А на днях был выпущен на свободу чемпион мира по боксу знаменитый Майк Тайсон, попавший за решетку по обвинению в сексуальном насилии. Немудрено, что в самой Америке эпизод, в котором Меридит пыталась принудить Тома к сексуальному контакту, вызвал повышенный интерес зрителей и, в сущности, заслонил собой весь фильм, хотя его действие отнюдь не исчерпывается темой сексуального насилия.

Эта сцена динамизировала действие, придала ему новое измерение и создала условия для превращения производственного фильма в судебную драму. Необыкновенная популярность этого жанра у американской публики объясняется тем, что в нем реализуется дорогая сердцу каждого американца мысль, что есть суд, с помощью которого только и можно защитить себя от преследований другого человека или государства. Как ни лгала Меридит, представляя себя жертвой сексуального насилия, судебное разбирательство доказывает обратное.

Крайтон принадлежит к числу тех авторов, кто заворожен достижениями современной цивилизации. «Разоблачение» создает впечатляющий образ недалекого будущего человечества. Как фантастика воспринимается вторжение Тома в операционную систему Аркомакса. На его глазах коварная Меридит уничтожает информацию, дающую возможность доказать ее неприглядную роль в деле со злополучными приводами. Однако современная техника позволяет Тому восстановить ее и разоблачить интриганку.

Вывод, к которому подталкивает зрителей фильм, звучит крайне неутешительно. Хотя технические средства непрерывно совершенствуются, взаимоотношения между людьми, занятыми в этом суперсовременном производстве, становятся ожесточеннее. Конкуренция, осложненная борьбой полов, приобретает резкий, неуправляемый характер.

В финале картины Меридит, отнюдь не ширившаяся со своим поражением, говорит Тому, что получила приглашен не работать в другой фирме. Это предварительная заявка на продолжение фильма. И успех «Разоблачения» дает хороший шанс ее реализовать.

5

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+