Реальность кусается / Reality Bites (1994)

Реальность кусается / Reality Bites (1994): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Действительность кусается» / «Реальность безжалостна» (варианты перевода названия)

США.

Продолжительность 99 минут (сокращённая версия – 94 минуты).

Режиссёр Бен Стиллер.

Автор сценария Хелен Чайлдресс.

Оператор Эммануэль Любецки.

Жанр: комедия, драма, мелодрама

Краткое содержание
Лелейна Пирс (Вайнона Райдер) не слишком рада тому обстоятельству, что в квартире, которую они снимают вместе с Вики Майнер (Джанин Гарофало), будут жить ещё два друга: Трой Дайер (Итан Хоук) и Сэмми Грей (Стив Зан). Однако ситуация осложняется после того, как девушка теряет работу на телевидении. Впрочем, у Лелейны неожиданно завязывается роман с Майклом Грейтсом (Бен Стиллер), вполне преуспевающим молодым человеком, что вызывает ревность у Троя, питающего к ней нежные чувства.

Также в ролях: Свуси Кёрц (Шарлейн МакГрегор), Гарри О’Рейлли (Уэс МакГрегор), Сьюзан Норфлит (Хелен Энн Пирс), Джо Дон Бейкер (Том Пирс), Рене Зеллвегер (Тэми), Джон Махони (Грант Габлер), в эпизодах Хелен Чайлдресс (официантка), Кит Дэвид (Роджер), Эми Стиллер (собеседница по телефону), Джинн Трипплхорн (Черил Гуд, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 09.12.2020

Авторская оценка 5/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Реальность кусается / Reality Bites (1994): кадр из фильма
Лучшие друзья

Не стану скрывать своего скептического отношения к дебютной полнометражной постановке Бена Стиллера. В своё время картину с громким (претенциозным?) названием преподносили в качестве так называемой «эпохалки» – долгожданного гимна во славу Поколения X. При этом с одной стороны подчёркивалось, что сценарий дебютантки Хелен Чайлдресс (её можно заметить в знаковой эпизодической роли) отвергали представители многих крупных студий, видевшие слабые коммерческие результаты лент типа «Одиночек» /1992/ и «Взрослой жизни» /1993/. И только руководство Universal Pictures и небольшой кинокомпании (кстати, принадлежащей комедианту Дэнни Де Вито, выступившему одним из продюсеров) Jersey Films, дескать, проявили дальновидность и заботу о молодёжи. Вот только… смелый маркетинговый ход представить «Реальность кусается» «Беспечным ездоком» 1990-х откровенно не сработал – и голливудские дельцы моментально поменяли тактику. Стиллер получил указание не упирать в интервью на исходную целевую аудиторию, а проведение четырёх тестовых просмотров (надо полагать, всякий раз – с внесением редакторских правок по итогам изучения реакции публики) косвенно свидетельствует об отсутствии чёткого видения авторами замысла…

Реальность кусается / Reality Bites (1994): кадр из фильма
Дружба и романтика

В принципе, вложения окупить удалось1, а все разговоры про то, что «поколение Икс», мол, не определилось и вообще не желает иметь собственного лица, не стоят выеденного яйца. Шедевр Денниса Хоппера родился в значительной степени спонтанно, по зову сердца – никак не по рецептам маркетологов. Но, пожалуй, ещё хуже, что кинопроизведение как таковое соткано из внутренних противоречий. Так, страстная речь Лелейны на выпускном направлена против безудержного потребительства, но это не помешало авторам до отказа насытить картину скрытой рекламой (т.н. продакт-плейсмент). Не находит в душе особого отклика и основной нравственный конфликт – выбор девушки между нелюбимым, но обеспеченным холостяком (в исполнении самого режиссёра) и старым другом, принципиально не желающим растрачивать жизнь на постылые занятия. Он лишь со стороны может показаться бездельником (точнее, «слакером»), а при более близком общении раскрывается интересной, глубокой личностью. Да и сама мисс Пирс, ощутившая, потеряв место на телевидении и помыкавшись по работодателям, лёгкий укус реальности, должна прийти к осознанию нехитрой мысли о необходимости не предать саму себя. Представители Поколения X – не бунтари подобно хиппи, но всё же далеки и от идеалов яппи. Увы, пафос отдаёт схематизмом, видится наперёд заданным – совсем не так, как в фильмах Кевина Смита и Ричарда Линклейтера, передавших умонастроения «эксеров» куда тоньше. Особенно сильно «Реальность кусается» проигрывает ленте «Перед рассветом» /1995/, где Итан Хоук (между прочим, его приглашению посодействовала лично Вайнона Райдер) составил несравненно более яркий и трогательный дуэт с француженкой Жюли Дельпи.

.

__________
1 – При бюджете $11,5 млн. кассовые сборы в национальном прокате составили $20,98 млн. и ещё $12,4 млн. принесла демонстрация за рубежом.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Эшпай Валентин. Американская видеоколлекция // Видео-Асс Sunrise. – 1994, № 02. – С. 30-31.
Рейзен О. Молодой Голливуд // Видео-Асс Sunrise. – 1994, № 03. – С. 14-16.
Кинокритика по-американски // Видео-Асс Экспресс. – 1994, № 26. – С. 30-34.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+