Ребекка / Rebecca (1940)
«Ребекка» // Видео Дайджест. – 1991, № 06. – С. 9-10.
«Ребекка» (Rebecca), 1940. «Юнайтед артистс». Пр. Дэвид Селзник, реж. Альфред Хичкок, сц. Роберт, Шервуд и Джоан Харрисон (по роману Дафнии дю Маурер), оп. Георг Барнес. В главных ролях: Лоуренс ОлиВье, Джоан Фонтейн, Жорж Сандерс, Гледис Купер и др. 130 мин.
Этому фильму задолго до премьерш пророчили успех и счастливую судьбу. Еще бы, его делали знаменитые художники: Дэвид Селзник, только что прославившийся как продюсер «Унесенных ветром», режиссер Альфред Хичкок, признанный «мастер саспенса» – психологических страхов и неожиданностей, наконец, группа популярных актеров во главе с Лоуренсом Оливье, кумиром английского театра и кино. Все ожидания и надежды оправдались – критики ставили «Ребекку» рядом с «Унесенными ветром».
Роман, по которому снимался фильм, был довольно заурядной «любовной историей», правда, с любопытным психологическим вывертом, заключавшимся в показе какого-то потустороннего давления Ребекки, умершей жены героя, на его жизнь. Из этого небогатого материала Хичкок делает необычный для Голливуда фильм, два часа держащий зрителя в полном напряжении нервов. Необычное здесь – густая вуаль мистики, окутывающей действие, мистики, которая ранее была чужда голливудским мастерам. Здесь, как почти всегда у Хичкока, мистические страхи соседствуют с вполне земными любовными страстями, а салонная драма переплетена с психологическим детективом.
Лоуренс Оливье играет молодого, богатого, но почему-то духовно надломленного человека. Его пугает и одновременно притягивает полная тайны атмосфера наследственного поместья под названием Мандерли: по громадному холодному дому бродит дух Ребекки, с того света ревнующей мужа. Можно представить, в какой мир «саспенса», а проще сказать – в атмосферу мистического ужаса попадает вторая жена хозяина поместья, юная и чистая женщина (в прекрасном исполнении Джоан Фонтейн – кстати, сестры Оливии Де Хавилэнд, ставшей «звездой» после «Унесенных ветром»).
Нет нужды далее пересказывать сюжет – это было бы нарушением «правил игры», ибо, повторим, перед нами не просто фильм ужасов, но и психологический детектив. Заметим лишь, что в Мандерли действительно были тайны, было зло, и что они исчезли в огне, в котором сгорает все это недоброе поместье.
«Ребекка» вышла на экраны, когда в Европе бушевала вторая мировая война. Миру было не до экранных «мистерий» Хичкока, действительность стала в тысячу крат страшнее любой выдумки. А потом, после войны, «Ребекку» оттеснили другие фильмы. Многие историки пишут о ней пренебрежительно, но, думается, пишут так потому, что просто не видели ее, эту лен-
9
ту. А «Ребекка» между тем этапная картина для жанра мистического и психологического детектива, от нее тянутся нити не только к будущим, более известным фильмам Хичкока, но вообще к жанру «черного фильма» в американском кино.
10
Добавить комментарий