Репортаж / [Rec] (2007)

Репортаж / [Rec] (2007): постерПолнометражный фильм (премия зрительских симпатий, специальный приз жюри и гран-при молодёжного жюри Кинофестиваля в Жерармере, номинация на награду Европейской киноакадемии в категории «Премия зрительских симпатий»).

Другие названия: «Запись» / «Идёт запись» / «[Зап]» (варианты перевода названия), «Запись» / «Rec», «[•Зап]» / «[•Rec]» (альтернативные варианты написания названия).

Испания.

Продолжительность 78 минут.

Режиссёры Жауме Балагеро, Пако Пласа.

Авторы сценария Жауме Балагеро, Луис Бердехо, Пако Пласа,

Оператор Пабло Россо.

Премию «Гойя» получил Давид Галларт (монтаж).

На премию «Гойя» номинировались Давид Амбит, Эрик Масип, Алекс Виллаграса (специальные эффекты).

Жанр: фильм ужасов, приключенческий фильм, детектив, научная фантастика, триллер

Краткое содержание
Журналистка Анхела Видаль (Мануэла Веласко, премия «Гойя» в категории «Лучшая новая актриса») снимает выпуск телепрограммы «Пока ты спишь», посвящённый службе борцов с огнём. Девушка вместе с оператором по имени Пабло (Пабло Россо) получает разрешение выехать на очередной рутинный вызов (даже не на пожар): поступило сообщение о криках, раздающихся из запертой квартиры в одном из ничем не примечательных жилых домов. Однако по прибытии начинают происходить очень странные вещи…

Также в ролях: Ферран Терраса (Ману), Хорхе Серрано (полицейский Серхио), Пабло Россо (Пабло), Давид Верт (Алекс), Висенте Хиль (пожилой полицейский), Марта Карбонелл (сеньора Искердо), Карлос Висенте (Гийом Маримон), Хавьер Ботет (Тристана Медейруш).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 03.07.2020

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Репортаж / [Rec] (2007): кадр из фильма
Есть чем озадачиться

Тот факт, что постановку осуществили два режиссёра1, дополнительно подчёркивает связь фильма с «Ведьмой из Блэр: Курсовой с того света» /1999/, задавшей настоящую моду и на поджанр мокьюментари, и на драматургический приём с условным наименованием «найденная плёнка» (foundfootage). Разница, заключающаяся в том, что Анхела Видаль и оператор Пабло собирают материал для телепередачи, а не снимают студенческий фильм, не столь существенна… Гораздо интереснее, что испанцы, в отличие от заокеанских коллег Дэниела Мирика и Эдуардо Санчеса, на тот момент вовсе не были новичками в профессии. Жауме Балагеро, зарекомендовав себя лентой «Без имени» /1999/, даже успел засветиться на «фабрике грёз» хоррором «Тьма» /2002/, достаточно неплохо встреченным зрителями. В активе Пако Пласы же был, в частности, стильный триллер «Ромасанта: Охота на оборотня» /2004/, являвшийся европейской копродукцией, но созданный не без участия американца Брайана Юзны. Причём тандем отнюдь не был уверен в успехе, поскольку изначально «Репортаж» (кстати, обошедшийся в производстве в не такую уж внушительную сумму – в €1,5 млн.) даже не предполагалось выпускать в широкий кинопрокат. Тем приятнее оказались итоговые коммерческие показатели – порядка $32,5 млн. кассовых сборов.

Репортаж / [Rec] (2007): кадр из фильма
Надо защищаться

К слову, российское название представляется не слишком точным. Не нуждающееся в переводе сокращение «Rec» (с красным кружочком) лишний раз заостряет наше внимание, что камера выступает главным свидетелем. Видаль несколько раз пресекает поползновения полицейских заставить выключить аппаратуру. Сначала она ссылается на официальное разрешение властей, а затем – резонно замечает, что люди должны узнать, что творилось в жилом доме, спешно опечатанном в соответствии с протоколом о действиях при возникновении радиационной, химической и биологической угрозы. В самый напряжённый момент, когда отключается электроэнергия и Анхела с Пабло остаются в кромешной тьме, здорово выручает инфракрасный режим съёмки… Наконец, записи сохранятся и после того, как пресловутый репортаж будет вести уже некому! Конечно, от зрителя требуется некоторый навык (особенно в условиях большого экрана кинозала), чтобы привыкнуть к нестабильному, постоянно дрожащему изображению, но в данном случае это стилистически оправданно, позволяя аутентично передать ту нервозную атмосферу, в какой очутилось несколько человек, постепенно осознающих безысходность своего положения. Балагеро и Пласа прибегли к нескольким провокационным приёмам, чтобы получить более достоверную (неотрепетированную) реакцию актёров. В частности, никого из исполнителей не предупредили, что с верхнего этажа рухнет (то ли спрыгнет, то ли нечаянно упадёт в лестничный пролёт) один из огнеборцев. Шокового эффекта режиссёры достигали на протяжении повествования неоднократно!

Репортаж / [Rec] (2007): кадр из фильма
Ужас в темноте

Таким образом, испанским кинематографистам удалось без видимых усилий заткнуть за пояс Мирика с Санчесом, а оперативно выпущенный голливудский римейк Джона Эрика Даудла оказался заметно слабее (и, кстати, принёс немногим больше денег). Помимо прочего и Дженнифер Карпентер заметно уступает Мануэле Веласко, которая почему-то получила национальную премию «Гойя» в номинации «Лучшая новая актриса», притом что дебютировала в кинематографе давным-давно, ещё в детстве – у Педро Альмодовара в «Законе желания» /1987/. Вместе с тем Жауме и Пако учли ценный урок пресловутой «Курсовой с того света». Какой бы ужасной ни представлялась обстановка внутри здания, какое бы отвращение, смешанное с ужасом, ни вызывали беснующиеся плотоядные зомби, объяснение происходящего действием очередного вируса – представлялось бы тривиальным. И когда под занавес проясняется истинная (скажем так, находящаяся в опасной близости к мистике) причина разыгравшейся трагедии, становится страшно по-настоящему. Словно человек приоткрыл, пусть из благих побуждений, врата в ад, собственными руками сотворив чудовище… Постановщики не устояли перед искусом поэксплуатировать выпавший успех, совместно сняв вторую часть и по отдельности – третью и четвёртую.

.

__________
1 – Между прочим, они заранее оговорили, что будут без дискуссий отбрасывать идеи, предложенные одним из них, если второй сочтёт оные неудачными.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+