Револьвер / Revolver (2005)

Револьвер / Revolver (2005): постерПолнометражный фильм.

Франция, Великобритания.

Продолжительность 111 минут.

Режиссёр Гай Ричи.

Автор сценария Гай Ричи, автор адаптации Люк Бессон.

Композитор Натаниэль Мекали.

Оператор Тим Морис-Джонс.

Жанр: фильм действия, криминальный фильм, драма, детектив, триллер

Краткое содержание
Джейк Грин (Джейсон Стэтхэм) узнаёт от двух странных типов, Зака (Винсент Пасторе) и Эви (Андре Бенджамин), что смертельно болен редкой болезнью — и что ему осталось жить считанные дни. Незнакомцы предлагают Джейку помощь, не объяснив толком, в чём будет заключаться содействие, но выдвинув чёткие условия. Грину приходится рассказать всё о себе: о семи годах, проведённых в камере-одиночке, о том, как удалось сколотить состояние, о мести криминальному авторитету Дороти Мача (Рэй Лиотта). Но к чему это? В какую игру его втянули?..

Также в ролях: Марк Стронг (Утилизатор), Том Ву (Лорд Джон), Теренс Мэйнард (Француз Пол), Эндрю Ховард (Билли), Франческа Аннис (Лили Уокер), Анджела Лорен Смит (Дорин), Элана Биниш (Рейчел), Винсент Лиотта (Бенни).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 11.09.2021

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Револьвер / Revolver (2005): кадр из фильма
Принципиальный и безжалостный взгляд

Сложно сказать, какие черты преобладают в характере Джейка Грина: профессионального игрока, не представляющего свою жизнь без азарта, или сурового гангстера-одиночки, отрицающего любые авторитеты. Выйдя на свободу, Джейк впадает в немилость к Дороти Маче (фамилия Macha, видимо, не случайно отличается всего на букву от испанского слова ‘macho’), одному из самых влиятельных и жестоких мафиозных главарей, контролирующих игорный бизнес. И сохраняет жизнь чудом, которого бы не произошло без вмешательства Зака и Эви. Как позже выясняется, парочка странных и не похожих друг на друга приятелей занята «частным инвестированием» (говоря по-простому, банальным ростовщичеством с непременным выколачиванием долгов из отчаявшихся клиентов). Они недвусмысленно заявляют о желании полностью поработить Грина, якобы поражённого смертельным недугом.

Револьвер / Revolver (2005): кадр из фильма
Что наша жизнь? Игра (в шахматы)

Такова завязка. В дальнейшем фабула становится намного хитроумнее, усложняясь резко и почти безмерно, из-за чего зритель, на мгновение ослабив внимание, рискует окончательно потерять нить повествования, запутавшись в том, кто в кого, за что стреляет и вообще – происходит ли всё на самом деле? Уникальность двух первых полнометражных фильмов Гая Ричи, прославившегося далеко за пределами Великобритании, заключалась (наряду с нетривиальным изобразительным решением и продуманным, новаторским монтажом, позволявшим задавать нужный ритм) в том, что ему удалось набросать удивительную картину окружающей действительности. Показать, как сосуществуют, периодически пересекаясь и тесня друг друга, бесчисленные, вечно пребывающие в движении суверенные миры – по одному на каждого из людей, населяющих планету Земля. И «Револьвер» хорош именно тем, что режиссёр-сценарист вернулся на территорию, где чувствует себя как рыба в воде, – к основному для него, чего в помине не было в опусах с участием Мадонны, отмеченных претензией на сатиру: короткометражке «Звезда» /2001/ и «Унесённых» /2002/.  Причём в новой ленте просматривается эволюция философско-эстетических взглядов автора, злонамеренно сгущающего краски, в конечном итоге – опровергая (хотя бы отчасти) предпосылки прежних работ. Постепенно становится ясно, что сознание Грина не столь уж монолитно, а участь – не обособлена от судеб прочих личностей. Напротив, всё тесно переплетено. В первую очередь это относится к таинственным узникам (гениальному шахматисту и не менее одарённому специалисту по аферам) из соседних камер-одиночек в той тюрьме, где Джейк провёл семь лет, выискивая в книгах по астрофизике и математике квантовой механики разработанные ими уникальные схемы. Экранные события, впрочем, не сводятся к бредовым фантазиям больного шизофренией, чья личность расколота на несколько самостоятельных персон, как у Брайана Де Пальмы в «Воспитании Каина» /1992/ или даже в «Идентификации» /2003/, где тоже сыграл Рэй Лиотта (Мача). Персоны, столь же подлинны, материальны, осязаемы, сколь и инфернальная фигура мистера Голда, которого воочию не видел никто, но который вселяет неподдельный трепет в любого, не исключая и Грина, и его злейшего врага, имевшего неосторожность заключить крупную сделку. Парадокс?

Револьвер / Revolver (2005): кадр из фильма
Достойный соперник

«Револьвер» произвёл бы, пожалуй, более благоприятное впечатление, если б замысел не казался пусть отчасти, но вторичным. Заимствования из классических гангстерских картин, снятых коллегами-соотечественниками Джоном Бурманом и Майком Ходжесом1, слишком подробны и очевидны. Не менее навязчиво подана перекличка с «Подозрительными лицами» /1995/, где фигурировал бесплотный, но далеко не бессильный персонаж – некто Кайзер Сози. Введение элементов мультипликации (хотя и стилизованной под комиксы, а не японские аниме) в эпизоде уничтожения банды азиатов вряд ли могло быть навеяно чем-то иным, кроме как тарантиновским «Убить Билла. Фильмом 1» /2003/. А атмосфера города, где, кажется, сам воздух пропитан приторным ароматом игорных заведений, воплощена под влиянием лент наподобие дилогии о друзьях Оушена. Хотя не исключено, что Гай, прежде стремившийся, скорее, разрушить каноны жанра, создав нечто принципиально новое, на сей раз – опирался на сложившиеся традиции в реконструкции криминальной среды. Рамки всё равно оказались слишком тесными! Ведь и мораль поведанной кинематографистом поучительной басни, населённой колоритными персонажами, на самом деле очень приблизительно описывается мудрыми высказываниями, вынесенными в эпиграф. Грин, разумеется, давным-давно познал на практике первое правило бизнеса – «защищайте свои инвестиции» («Этикет банкира», 1775-й). А вызов Маче бросает, помня, что «единственный способ стать умнее – играть с более умным противником» («Основы шахмат», 1883-й). И уже дальнейшее течение событий докажет справедливость того, что «войны нельзя избежать – её можно лишь отсрочить к выгоде вашего противника» (Никколо Макиавелли, 1502-й), но при этом чем труднее битва, тем слаще победа. Наконец, развязка, сводящаяся к финальному повороту барабана револьвера, резкому щелчку и оглушающему звуку выстрела, точно не оставляет сомнений в том, что, как заметил в 75-м году до н. э. Юлий Цезарь, «величайший враг спрячется там, где вы меньше всего будете его искать». Вовне? Среди врагов, знакомых или даже в ближайшем окружении? Быть может, внутри самого человека, в необъятных глубинах подсознания?! Ричи справляется с искусом сделать вывод простым, оставив простор для различных интерпретаций.

Револьвер / Revolver (2005): кадр из фильма
Очень авторитетный

К достоинствам фильма следует отнести точный выбор на главную роль англичанина Джейсона Стэтхэма, убедительного в обличии человека, парадоксально сочетающего бесстрашие, умудрённость и азарт. Герой мало похож как на принёсших актёру известность персонажей в постановках того же режиссёра, так и, тем более, на бывшего военного, ныне – водителя экстра-класса, доставляющего контрабандные грузы. Впрочем, решение продюсеров (в их числе – француз Люк Бессон, не раз демонстрировавший любовь к криминальному жанру), столкнувшихся с прохладным приёмом зрителями «Револьвера» в Европе, отложить премьеру в США на декабрь 2007-го года не помогло. Американцы предсказуемо отдали предпочтение более легковесному «Перевозчику 2» /2005/, проигнорировав2 не во всём удавшийся, но любопытный эксперимент в том жанре, что считают (не совсем обоснованно) почти исключительно своим, национальным достоянием.

.

__________
1 – Имеются в виду, естественно, «Выстрел в упор» /1967/ и «Убрать Картера» /1971/.
2 – Из общих кассовых сборов ($6,7 млн.) на заокеанский кинопрокат пришлась совсем ничтожная сумма.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+