Рикки Бобби: Король дороги / Talladega Nights: The Ballad of Ricky Bobby (2006)
Полнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).
Другие названия: «Ночи Талладеги: Баллада о Рикки Бобби» / «Ночи Талладега: Баллада о Рикки Бобби» (варианты перевода названия), «Высокий, широкоплечий и красивый» / «High, Wide, and Handsome» (рабочее название), «Ночи Талладеги» / «Talladega Nights» (рабочее название), «Неозаглавленная комедия с Уиллом Ферреллом про NASCAR» / «Untitled Will Ferrell NASCAR Comedy» (рабочее название).
США.
Продолжительность 108 минуты (версия без рейтинга – 122 минуты).
Режиссёр Адам МакКей.
Авторы сценария Уилл Феррелл, Адам МакКей.
Композитор Алекс Вурман.
Оператор Оливер Вуд.
Жанр: фильм действия, комедия, спортивный фильм
Краткое содержание
Рикки Бобби (Уилл Феррелл), которому жажда скорости передалась от отца Риза (Гэри Коул), трудился на гонках NASCAR рядовым автомехаником до тех пор, пока по воле случая не подменил пилота Терри Шево (Адам МакКей). С этого момента его талант покорил Америку. Рикки вместе с лучшим другом Кэлом Нотоном-мл. (Джон Кристофер Райли) неизменно одерживали верх на соревнованиях вплоть до появления Жана Жирара (Саша Барон Коэн) — манерного француза, зарекомендовавшего себя в «Формуле-1». Бобби предстоят суровые испытания.
Также в ролях: Майкл Кларк Дункан (Люциус Вашингтон), Лесли Бибб (Карли Бобби), Джейн Линч (Люси Бобби), Эми Адамс (Сьюзан), Энди Рихтер (Грегори), Молли Шэннон (миссис Деннит), Грег Джерманн (Ларри Деннит-мл.), Дэвид Кокнер (Хершелл), Джек МакБрайер (Гленн), Иэн Робертс (Кайл), Пэт Хингл (мистер Деннит-ст.), Элвис Костелло (Элвис Костелло), Мос Деф (Мос Деф).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.09.2023
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
В России да и в остальном мире зрители познакомились с Уиллом Ферреллом в тот момент, когда он уже был знаменитостью, на равных играя с такими «звёздами», как Николь Кидман («Колдунья» /2005/) и Ума Турман («Продюсеры» /2005/), и ещё чаще – держа на себе весь фильм. А ведь в родных США уроженец калифорнийского городка Ирвин обрёл толпы поклонников намного раньше, прежде всего – благодаря регулярному появлению в юмористическом телешоу «Saturday Night Live», где в 2001-м году даже получил наивысший ($350 тыс.) среди всех участников гонорар. Но дело здесь в другом. У тех, кто откроет для себя Феррелла в образе Рики Бобби, может сложиться впечатление, что он – самый настоящий умственно неполноценный. Ни дать ни взять – американец из выступлений Михаила Задорнова, готовый продукт массовой культуры, безжалостно и беспощадно оболванивающей всех и каждого! Разумеется, то лишь иллюзия. Даже если допустить, что Феррелл окончил Южно-Калифорнийский университет исключительно благодаря успехам на футбольном поле, факт его участия в сочинении сценария списать на что-то подобное гораздо сложнее. Тем более что это его второй плод совместного творчества с режиссёром Адамом МакКеем. Иллюзия, зато какая! Искренне изумляешься оглушительному успеху «Ночей Талладеги: Баллады о Рикки Бобби» (таково оригинальное название) в национальном прокате1, где кассовые сборы вдвое превысили бюджет в размере $72,5 млн., не такой уж маленький. Неужели посетители кинотеатров не улавливали едкого, до обидного желчного подтекста? Не узнавали себя, отражёнными в кривом зеркале?! Или, быть может, каждый втайне принимал за типаж, выведенный на экране, соседа по зрительному залу?!
Как бы то ни было, просидеть сеанс без смеха невозможно. Да что там без смеха – без хохота до слёз в глазах и колик в животе! Смешон эпизод рождения Рикки, предопределивший, по сути, всю дальнейшую судьбу. Уморительны эскапады его вечно отсутствующего отца, гонщика и неисправимого дамского угодника, заявляющегося в класс сына на урок выбора профессии, срывая аплодисменты соучеников и наводя ужас на интеллигентную учительницу. Очень забавны отношения Бобби с сексапильной жёнушкой, с которой они проявляют редкостное единодушие в вопросе воспитания детей, подготавливаемых к тому, чтобы слыть победителями и только победителями – даже если это касается застольных споров с дедушкой. Не может не вызвать ухмылку и то, как строится дружба с «вечно вторым», простодушным и обидчивым Кэлом, тем не менее остающимся верным товарищем, всегда готовым произнести, словно заклинание, заветный лозунг. Наконец, остроумны сцены собственно соревнований, где имя Рикки Бобби, впервые севшего за руль по недоразумению, быстро становится синонимом слова «победа». Здесь МакКей даёт волю чувствам, обличая дух наживы и стяжательства, витающий над стадионом, где проводятся состязания под эгидой NASCAR – Национальной ассоциации автомобильных гонок на инвентарных машинах. Причём неплохо бы обратить внимание на далеко не безобидный выпад в адрес чуть ли не всей системы современного профессионального спорта, финансируемого за счёт средств спонсоров: крупных коммерческих организаций и состоятельных частных лиц. Спонсоров, требующих взамен оказания услуг, начиная с размещения логотипов. Какие уж там спортивный дух и честная конкурентная борьба, в которой одерживает верх сильнейший и достойнейший!
И всё же основное, самое смешное и важное, наклёвывается в тот момент, когда общепризнанного короля дороги беспардонно лишают короны. И кто? Жеманный и картавящий французишка, презренный пожиратель лягушек; в характерной роли блеснул Саша Барон Коэн, снискавший (в эпатажном облачении Али Джи и Бората) славу бескомпромиссного острослова на английском и американском ТВ. Вот тут и проявляются все лучшие и худшие черты национального характера. Здесь же и «звезда» достигает высот мастерства, потрясающе (потрясающе достоверно, словно и вправду – беспросветно туп) изображая растерянность в ситуациях, о возможности наступления которых ранее и не помышлял. Уже сцена в баре, где затеивается первая потасовка с чужестранцем Жаном, напрочь развеивает убеждённость в незыблемости царящих в обществе стереотипов. А далее «Рики Буби» (так, намеренно коверкая, его величает Жирар) придётся расстаться чуть ли не со всеми прекраснодушными иллюзиями, взлелеянными за долгие годы. Формально-то Феррелл и МакКей придерживаются драматургической схемы картин о спортивных состязаниях, в которых главный герой, поначалу терпящий неудачу за неудачей, всё же украшает свою голову лавровым венком. Преданный всеми, в том числе лучшим другом и благоверной, Рикки «нежданно» находит поддержку и опору в собственных родителях и даже – обретает музу, наставляющую на путь истинный… Но развязка-то, создающая видимость хеппи-энда, с очевидностью доказывает: совесть авторов чиста, и их фильм не должен восприниматься в одном ряду с такими произведениями, как «Большой приз» /1966/ (тоже про соперничество американца и француза), «Дни грома» /1990/2 или «Гонщик» /2001/, где позировал Сильвестр Сталлоне. Разве что весёлый Бёрт Рейнольдс, хотя и засветившийся в последней из названных картин, может быть принят за предтечу Уилла. Да и эпатажные финальные кадры пародийны – по отношению к ленте «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» /1983/, повествующей о морально-волевой дуэли начальника японского лагеря для военнопленных и британского офицера, никак не желавшего смириться с навязываемой подчинённой ролью.
.
__________
1 – И, к слову, полнейшему равнодушию широкой аудитории за рубежом, где выручка составила на порядок меньше – всего $14,7 млн.
2 – Пусть оттуда позаимствован актёр Джон Кристофер Райли, а Бобби в отчаянии молит Тома Круза спасти от огня, якобы охватившего автомобиль после аварии.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)
Добавить комментарий