Рикошет / Ricochet (1991)

Эшпай, Валентин А. Рассел Малкэхи // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 158-159.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Валентин А. Эшпай

РАССЕЛ МАЛКЭХИ

Родился в Мельбурне в 1953 году. С 14 лет снимал фильмы на узкой пленке. С 1972 года – редактор на телестанции «Канал-7» в Сиднее. Выпустил две короткометражки («Озарения» и «Сладкие мечты, несмотря на депрессию»), получившие призы на Сиднейском фестивале. На эти деньги организовал компанию по производству рекламных роликов поп-музыки. В 1978 году приехал в Англию, чтобы увековечить бермингамские панк-группы «Гарбо» и «Смертельные болтуны».

«Я австралийский изобретатель видеоклипов», – заявляет Мулкэхи, и не без оснований. Он действительно один из отцов жанра, который, однако, был быстро клиширован ремесленниками. «Видеоклип а ля Мулкэхи, – иронизировал журнал «Филм-коммент», – «это смазливые молодые люди + развевающиеся занавески + вода + цветы». Тем не менее, знаменитый клип «Vienna» нововолновой группы «Ультравокс» действительно можно считать классикой жанра, оказавшего сильное воздействие на создателей подобной продукции в 80-е. Ему также принадлежат клипы групп «Дюран Дюран», «Багглз», «Спандау Баллей», солистов Джона Фокса, Ким Карнс, Билли Айдола.

Естественно, что и в полнометражных фильмах Рассела ощущается сильное воздействие техники видеоклипа. Это прежде всего относится к его самому знаменитому фильму «Горец». Достаточно банальная мистическая история о бессмертном воине, который в разные эпохи вплоть до современности сходится в рыцарском поединке со своим смертельным врагом, выглядит в «видеоклипной аранжировке» почти захватывающей.

Американская исследовательница Энн Каплан рассматривает видеоклипы как своего рода поп-постмодернизм. Их художественная инфраструктура как бы собрана из уже готовых элементов, а творческий момент состоит в том, чтобы готовые детали должным образом соединить. Клип появился вместе с «новой волной», в которой комбинировались манеры различных периодов развития поп-музыки: от самого раннего трехаккордного проторока до электронного диско, модного в конце 70-х. Видеокомпонент стал в этом смысле равноправным элементом синтеза – как мелодия и аранжировка. Так что клип – в какой-то мере – естественный побочный продукт «высокого» постмодернизма – ответ массовой культуры на вызов современности. И попытка развернуть трехминутный клип до размеров полнометражного художественного фильма, предпринятая различными режиссерами, напрашивалась сама собой. После имевшего довольно большой успех «Горца» Рассел Мулкэхи так и не мог снять ничего подобного как в коммерческом, так и в художественном планах. Со съемочной площадки «Рембо-3» он был с позором изгнан продюсерами, «Горец-2» не выдерживал никакого сравнения с первым фильмом.

158

Пожалуй, только в «Рикошете» режиссер в какой-то степени доказал, что все еще профессионально состоятелен. В этом боевике криминальный тип с параноидальной психической конституцией (Джон Литгоу) преследует человека, который посадил его за решетку (Дэнзел Вашингтон). Что только маньяк не придумывает, чтобы дискредитировать своего обидчика с полицейским значком, – и в ловушку заманивает, и героином накачивает, и на видео снимает с подосланной проституткой. Тем не менее детектив находит силы переломить ситуацию в свою пользу. Хотя тут и нет изысканного применения квазивидеоклиповного монтажа, фильм сделан по голливудским стандартам грамотно. «Настоящая Маккой» – вяло разворачивающаяся история с Ким Бейсингер в роли грабительницы банков – вряд ли сможет получить какие-либо дивиденды. От фильмов серии «Б» картину отличают разве что постановочный размах и качество трюков. В «Тени» Мулкэхи бесхитростно подражает принципам построения «Бэтмена» или «Дика Трейси» (экранизации старых комиксов с использованием современного электронного арсенала) Алек Болдуин выступает в двойной роли плейбоя и его «тени», чем наводит страх на нью-йоркских бандитов. Джон Лоун играет наследника Чингиз-Хана, который хочет в свою очередь Нью-Йорк покорить. Типаж главного женского персонажа (Пенелоп Энн Миллер) очень хорошо соответствует тому временному периоду. Поскольку режиссер пошел по линии наименьшего сопротивления и вовсю пользовался готовыми решениями, ни к чему интересному это не привело.

Пример Мулкэхи по-своему интересен как архетипный образец «никак не раскручивающейся» творческой карьеры. Он – режиссер, пораженный «синдромом Чимино» (меньшего масштаба, конечно), – то есть режиссера, снявшего один выдающийся фильм и не смогшего удержаться на его высоком уровне.

159

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+