Рио Браво / Rio Bravo (1959)

Рио Браво / Rio Bravo (1956): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Рио-Браво» (вариант написания названия), «Рио Браво» Говарда Хоукса» / «Howard Hawks’ Rio Bravo» (полное название).

США.

Продолжительность 141 минута.

Режиссёр Говард Хоукс.

Авторы сценария Джулс Фуртман, Ли Брэкетт по рассказу Б.Х. МакКэмпбелла.

Композитор Дмитрий Тёмкин.

Оператор Рассел Харлан.

Жанр: фильм действия, драма, вестерн

Краткое содержание
Джон Т. Чэнс (Джон Уэйн), шериф техасского городка Рио Браво, вступается за своего помощника Дьюда (Дин Мартин), в прошлом — стрелка, не знавшего промаха и страха, однако из-за несчастной любви пристрастившегося к алкоголю и, получив прозвище «Боррачон» (по-испански ‘пьяница’), ставшего всеобщим посмешищем. В завязавшейся потасовке Джо Бёрдетт (Клод Экинс) убивает случайного человека, и его арестовывают и помещают в тюремную камеру до прибытия судьи. Влиятельный брат преступника (Джон Рассел) пытается договориться по-хорошему, а когда получает отказ — начинает действовать решительно. Шериф понимает, что оказался в осаде — и что силы неравны.

Также в ролях: Рики Нельсон (Колорадо Райан), Энджи Дикинсон (Физерс), Уолтер Бреннан (Стампи), Уорд Бонд (Пэт Уилер), Педро Гонсалес-Гонсалес (Карлос Робанте), Эстелита Родригес (Консуэла Робанте), Малкольм Эттербери (Джейк, сцены не вошли), Гарри Кэри-мл. (Хэролд, сцены не вошли), в эпизоде Бинг Рассел (ковбой, убитый в салуне, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.06.2017

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Рио Браво / Rio Bravo (1956): кадр из фильма
Бравый шериф

Хотя формально Джулс Фуртман и Ли Брэкетт взяли за основу одноимённый рассказ малоизвестного писателя Б.Х. МакКэмпбелла, ни у кого сразу не возникло сомнений в истоках замысла. К тому же, и Говард Хоукс, и Джон Уэйн не стеснялись публично выражать резко отрицательное отношение к картине «Ровно в полдень» /1952/, которую окрестили «неамериканской» (так бы уж прямо и сказали – «антиамериканской»), циничной и либеральной, бросающей тень на фигуру блюстителя закона. В Рио Браво возникает ситуация, аналогичная, по сути, той, с которой в Хэдлевиле столкнулся Уилл Кейн. И что же мы наблюдаем? Помощника не обуревают амбиции – и тот не покидает пост в самый ответственный момент. Наоборот, Дьюд признателен товарищу и искренне переживает из-за того, что находится не в лучшей форме, что не в силах побороть тягу к выпивке и избавиться от тоски, что может подвести… А Чэнс терпеливо ему помогает, не отказываясь дать ещё один шанс (между прочим, фамилия так и переводится, ‘шанс’). Обыватели не отворачиваются от человека, самоотверженно обеспечивающего безопасность, – скорее, сам Джон не желает никого подвергать риску, тем более что закадычному другу Пэту Уилеру за подобные призывы пришлось поплатиться головой (и, кстати, едва не погиб мексиканец Карлос, владелец гостиницы). Физерс, прекрасная, пусть и небезгрешная, женщина, не в силах устоять перед мужским обаянием шерифа, проявившего чуткость и поверившего запутавшейся женщине, – и не уезжает на дилижансе… Не удивительно, что и сама атмосфера населённого пункта оказалась иной – напряжённой, но всё-таки не смердящей предательством, трусостью, подлостью. Наконец, в кульминационной перестрелке все дружно одолевают превосходящих числом бандитов.

Рио Браво / Rio Bravo (1956): кадр из фильма
Готовы к схватке

Стоит ли удивляться тому, что Гэри Купер, посмотрев фильм, усомнился в правдоподобности поведанной истории? А Монтгомери Клифт – отказался от нового (после памятной «Красной реки» /1948/) сотрудничества с маститым режиссёром и ведущей «звездой», чьи правые, консервативно-республиканского толка идеологические взгляды, чуждые ему, слишком явно прочитывались в сюжете?.. В результате в обличии Дьюда предстал Дин Мартин, исполнив, по всеобщему признанию, одну из своих лучших ролей. Кроме того, неплохо проявил себя Рики Нельсон, пользовавшийся тогда огромной популярностью у тинэйджеров в качестве певца (конкурента Элвиса Пресли, который тоже присматривался к образу Колорадо) и исполнителя в семейном ситкоме «Приключения Оззи и Харриет» /1952-66/. Да и в целом затея Говарда, скажем так, восстановить в правах старый добрый вестерн – в пику усилиям Фреда Циннемана сотворить обескураживающий «антивестерн» – увенчалась успехом. Публика встретила ленту с энтузиазмом1, причём триумф «Рио Браво» в Италии не остался без внимания со стороны местных кинематографистов, вскоре отважившихся взяться за освоение специфического жанра. Но здесь вот что интересно. Отстаивая традиционный, романтизированный (по сути, мифологизированный) взгляд на реалии Дикого Запада, Хоукс и кинодраматурги внесли – внесли незаметно, ненавязчиво, а быть может, и неосознанно – такие изменения, что впору заводить речь о переосмыслении канонов изнутри. Это замечательно прочувствовал ещё киновед Робин Вуд, убедительно показавший, как радикально изменились, усложнившись и обогатившись нюансами, функции привычных действующих лиц: Героя, Друга героя, Женщины сомнительного поведения, Хорошей девушки, Поющего ковбоя, Комического помощника героя и даже Комического мексиканца. В надежде оживить ветхую схему авторы невольно перенесли действие в некую страну, «приближенную к современности по сходству нравственного климата и диалектической сложности конфликтов и человеческих взаимоотношений» (по ёмкой характеристике Елены Карцевой2, сославшейся и на упомянутого зарубежного коллегу). Справедливость, конечно же, торжествует, поборники закона гордо шествуют по улицам городка, который может спать спокойно, но… ощущение того, что жизнь намного сложнее (и всегда была намного сложнее) прежних голливудских представлений о ней, по завершении сеанса не покидает. И по здравому размышлению приходишь к выводу, что противоречия в воззрениях двух выдающихся художников не являлись антагонистическими.

.

__________
1 – Одиннадцатое место по итогам сезона с результатом $5,75 млн. прокатной платы.
2 – Вестерн. Эволюция жанра. – М.: Искусство, 1976. – С. 218.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Бессмертный А. Вестерн, или Песни пыльных дорог // Видео Дайджест. – 1990, № 03. – С. 37-41.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+