Робот по имени Чаппи / Chappie (2015)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Чаппи» (вариант перевода названия), «ЧАППи» / «CHAPPiE» (варианты написания названия).
США, Мексика.
Продолжительность 120 минут.
Режиссёр Нил Бломкамп.
Авторы сценария Нил Бломкамп, Терри Тэтчелл.
Композитор Ханс Циммер.
Оператор Трент Опалок.
Жанр: фильм действия, криминальный фильм, научная фантастика, триллер
Краткое содержание
Компания Tetravaal с успехом поставляет полиции Йоханнесбурга роботов с искусственным интеллектом, сконструированных Деоном Уилсоном (Дев Патель), который тем самым — невольно обошёл коллегу Винсента Мура (Хью Джекман), разработавшего грозные боевые машины, управляемые человеком дистанционно. Его руководительница Мишель Брэдли (Сигурни Уивер) вполне довольна положением дел и не одобряет дальнейших опытов молодого инженера и учёного. Тогда Деон устанавливает на одного из роботов (озвучил и выступил моделью Шарлто Копли), не подлежащего ремонту, программу самообучения, имитирующую человеческое сознание. Результат превосходит все ожидания.
Также в ролях: Ниндзя (Ниндзя), Йо-Ланди Виссер (Йо-Ланди, в титрах как ¥o-Landi Vi$$er), Хосе Пабло Кантилло (Янки (Америка)), Брэндон Орет (Хиппо), Джонни Селема (Питуль), Андерсон Купер (Андерсон Купер), Морис Карпеде (шеф полиции), Джейсон Коуп (главный механик Tetravaal), Кевин Отто (интервьюер), Крис Шилдс (журналист), Билл Мэрчант (профессор), Роберт Хоббс (комиссар полиции).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.08.2016
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Подобно тому, как «Район № 9» /2009/ был снят в развитие короткометражки «Выжить в Йобурге» /2006/, замысел «Робота по имени Чаппи» вырос из краткой (всего двухминутной) кинозарисовки «Тетра Ваал» /2004/ – про то, как полицейский робот патрулирует улицы крупнейшего города Южно-Африканской Республики. Однако задолго до окончания сеанса на память приходит поговорка про молнию, которая, как известно, не бьёт дважды в одно и то же место. Дело не в том, что Нил Бломкамп, снискав признание, начал постепенно подстраиваться под требования «фабрики грёз». Наоборот, все три (то есть включая «Элизиум: Рай не на Земле» /2013/) полнометражные постановки свидетельствуют о верности режиссёра кругу по-настоящему волнующих его, как художника и как неравнодушного гражданина, проблем – и даже о приверженности тем унылым и опасным урбанистическим реалиям, в которых варился с детства. Собственно, и фантастические допуски кинопроизведений созвучны: что будет, если в удручающую, погруженную в насилие и беспросветную нищету социальную среду поместить плоды научно-технического прогресса (инопланетного или земного происхождения)? Мало того, и Шарлто Копли, актёр-талисман Нила, вновь получил важную партию, пусть в данном случае не отметившись на экране лично, а наделив заглавного персонажа своим голосом и выступив моделью, чьи движения и жесты положены в основу компьютерной генерации образа.
Вот уж не думал, что придётся предъявлять Бломкампу претензии в определённой наивности взгляда на действительность! Реминисценции «Робота-полицейского» /1987/ (беспомощный, точно малыш, Чаппи подвергается издевательствам со стороны уличных хулиганов, а затем и лишается конечности) лишь подчёркивают, насколько у Пола Верховена всё было достовернее и жёстче. И приглашение Сигурни Уивер, чьей самой известной героине (Рипли) пришлось изрядно намучаться с андроидом1, всё-таки не оправдывает надежд: критический анализ политики современных корпораций, специализирующихся на вооружениях, не отличается глубиной. Авторы предпочитают пойти от частного аспекта – сосредоточиться на личности робота, возникающей в тот момент, когда искусственный интеллект приобретает базовые признаки человеческого разума. Не запускается самообучающаяся программа, а словно растёт ребёнок, волей случая обретший (помимо Создателя) «маму» и «папу». Чаппи (кстати, названный по ассоциации именно с популярным кормом для собак, хотя в ЮАР под таким наименованием ещё и продаётся жевательная резинка) не осваивает полезные функции – вынужден на личном опыте постигать разницу между добром и злом, истиной и ложью, чувствами и логикой. Но как раз здесь Бломкамп и Терри Тэтчелл не достигают того минимально необходимого уровня убедительности, чтобы мы поверили, что существо, овладевшее, скажем, Интернетом, не способно догадаться, как легко его обманул Ниндзя, заставивший угонять автомобили и участвовать в ограблении. Да и «звёзды» группы Die Antwoord (исполняет композиции на стыке рэпа и рейва), наделившие героев своими артистическими псевдонимами, выглядят, прямо скажем, глуповато в обличии жестоких преступников, внутренне преображающихся, примерив на себя роли «родителей» и «воспитателей» робота. Разочарование от фильма, закономерно вызвавшего гораздо меньший ажиотаж у публики (производственные затраты в размере $49 млн. окупились лишь благодаря мировым кассовым сборам, составившим $104,4 млн.), тем сильнее, что отстаиваемые кинематографистом гуманистические идеалы близки, хочется верить, многим.
.
__________
1 – На что содержится намёк в рекламном ролике, где Мишель вещает: «Мыслящий робот может стать концом человечества. Уничтожить робота! Сжечь его дотла (to ash)».
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий