Робот-полицейский / RoboCop (1987)

Робот-полицейский / RoboCop (1987): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Робокоп» / «РобоКоп» (варианты перевода).

США.

Продолжительность 102 минуты.

Режиссёр Пол Верховен.

Авторы сценария Эдвард Ноймейер, Майкл Майнер.

Композитор Бэйзил Поледурис.

Операторы Йост Вакано, Сол Негрин (без указания в титрах).

Жанр: фильм действия, криминальный фильм, научная фантастика

Краткое содержание
В недалёком будущем корпорация Omni Consumer Products разрабатывает и планомерно претворяет в жизнь изощрённый план — овладеть Детройтом путём сноса старой части города и постройки обширного района Дельта-сити. Помимо прочего руководство OCP изучает возможность подчинить себе правоохранительные органы, запустив в производство искусственных стражей порядка. Однако первое испытание модели ED-209, за внедрение которой отвечает Дик Джонс (Ронни Кокс), оборачивается трагедией, и Боб Мортон (Мигель Феррер) выдвигает альтернативный проект по созданию робота-полицейского — робокопа. Идеальным кандидатом в киборги становится офицер Алекс Дж. Мерфи (Питер Уэллер), накануне убитый бандой Кларенса Дж. Боддикера (Кёртсвуд Смит).

Также в ролях: Нэнси Аллен (офицер Энн Льюис), Дэн О’Херлихи (Старик, в титрах как Daniel O’Herlihy), Роберт ДоКуй (сержант Уоррен Рид), Рэй Уайз (Леон К. Нэш), Фелтон Перри (Джонсон), в эпизоде Пол Верховен (посетитель дискотеки, без указания в титрах)

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.06.2013

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Робот-полицейский / RoboCop (1987): кадр из фильма
Спаситель Детройта

Рассуждая о непреходящей популярности «Робота-полицейского», Питер Уэллер скромно заметил: «Это мой вклад в кинематограф». Доля (и доля солидная) истины в высказывании, безусловно, есть, хотя у актёра были и другие заметные роли, в том числе у мэтров вроде Дэвида Кроненберга, Алана Паркера и даже Микеланджело Антониони. Полу Верховену, обратившемуся (после отказа ряда коллег) к сценарию дебютантов Эдварда Ноймейера и Майкла Майнера, выпала честь создать, пожалуй, самый популярный футуристический боевик десятилетия – и по крайней мере в коммерческом отношении фильм, обошедшийся в производстве в $13 млн., легко обошёл1 «Терминатора» /1984/ и, тем более, «Бегущего по лезвию» /1982/. Образ Робота-полицейского, облачённого в металлические доспехи и шлем, вооружённого скорострельным пистолетом, который Роб Боттин сконструировал под косвенным влиянием Железного человека2 и супергероев из классических аниме «Восьмой» /1963/ и «Космический шериф Гаван» /1982/, может по праву считаться ярчайшим олицетворением идеи неизбежного слияния человека и машины, наделённой разумом. Специальные эффекты, включая субъективные (снятые с точки зрения блюстителя закона) кадры, представляются художественно осмысленными, позволяют превосходно прочувствовать столь непривычное состояние. То же самое можно сказать про безупречно подобранную звуковую палитру (премия «Оскар»), и, допустим, чёткая, размеренная поступь Робота-полицейского мгновенно врезается в память, воспринимаясь чуть ли не частью торжественного гимна машине на страже общества, написанного композитором Бэйзилом Поледурисом. Даже технические моменты, которые могут показаться несколько устаревшими (как оживлённый Филом Типпеттом ED-209, напоминающий, скорее,… беспомощного цыплёнка гигантских размеров, а не вертолёты фирмы Bell), всё же производят сильное впечатление.

Робот-полицейский / RoboCop (1987): кадр из фильма
Машина или человек?..

И фильм точно гарантирован от устаревания в другом отношении. «Робот-полицейский» является полноценной антиутопией, воспринимающейся ещё точнее и страшнее оттого, что живописует в мрачных красках именно недалёкое будущее, урбанистический антураж (не говоря уже о криминальных реалиях!) которого подчас кажется до боли знакомым. Краткие выпуски телевизионных новостей позволяют заключить, что в мировом масштабе положение вещей ещё безрадостнее и безнадёжнее, чем в Детройте. По сравнению с угрозой ядерной войны на юге Африки или действиями мексиканских наркокартелей (и обо всём этом со смехом и деланным оптимизмом сообщают телеведущие!) первый в Америке акт политического терроризма, когда работников мэрии берёт в заложники помутившийся рассудком коллега, действительно покажется лёгкой неприятностью. Гораздо хуже систематическое сращивание традиционной уличной преступности (грабежи, подпольное производство наркотиков в промышленных масштабах и т.д.) с её, преступности, наивысшей и самой совершенной разновидностью – в форме могущественного транснационального холдинга, почти заместившего собой государство. Боддикер, конечно, исполняет поручения Джонса, правой руки Старика, но и тот понимает, что находится в зависимости от харизматичного бандита, обещая ему (в качестве ответной услуги) эксклюзивные теневые доходы в Дельта-сити. Да и принцип внедрения засекреченной «четвёртой директивы» давно и хорошо освоен. Именно в этот момент, в момент такого «расцвета» капитализма, на фоне которого империализм первой половины XX века покажется, вопреки выводам Ленина, вовсе не высшей стадией, а скромной прелюдией, должен, по мысли автора, явиться новый спаситель. Режиссёр (вслед за Ридли Скоттом и Джеймсом Кэмероном) очень аккуратно подчеркнул перекличку с Новым Заветом, показав Робота-полицейского «шествующим» в финале по водам, а убийству Алекса придав сходство с Распятием: ранения в руку и голову отдалённо ассоциируются с гвоздём, вбиваемым в ладонь, и Терновым венцом. Главное же, он, ниспосланный для избавления рода людского от страданий, всё же начинает осознавать свою вторую (первую?), человеческую природу. Если во время посещения дома, покинутого женой и сыном Алекса и выставленного на продажу, киборг жёстко пресекает проявление чувств, то в финале, отвечая на вопрос главы OCP, как его зовут, гордо бросает: «Мерфи». Возвращение к истокам, причём на новом диалектическом витке развития, свершилось.

.

__________
1 – Кассовые сборы составили $53,4 млн. (прокатная плата – $24 млн.), обеспечив ленте место среди 20 лидеров сезона.
2 – Сочинение Стэна Ли даже мелькает в сцене ограбления круглосуточного магазинчика, а диктор, комментируя первую спецоперацию робота-полицейского, замечает: «… он словно сошёл со страниц комиксов».

Прим.: рецензия впервые размещена на сайте World Art (публикуется с дополнениями)


Продолжения:
Робот-полицейский 2 / RoboCop 2 (1990)
Робот-полицейский 3 / RoboCop 3 (1993)
Робокоп возвращается / RoboCop: Prime Directives (2000) (мини-сериал)
Римейк:
Робокоп / RoboCop (2014)


Материалы о фильме:
Н. Тумансина. Робокопск, город будущего // Ровесник. – 1993, № 10. – С. 30-31.
Рубрика «Работница ВИДЕО» // Работница. – 1991, № 7. – С. 35-36.
Видеоклуб // Ровесник. – 1990, № 1. – С. 31.
Спецэффекты // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 30. – С. 147-148.
Кудрявцев С. Видеокомпас // Советский экран. – 1989, № 14. – С. 30.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+