Род Шоймаров / Neamul Soimarestilor (1965)
Другие названия: «Семья Шоймаров» / «Клан Шоймаров» / «Род Шоймару» (варианты перевода названия) / «The Soimaresti Family» / «The Soimaresti Clan» (международные англоязычные названия), «Ястреб» / «The Hawk» (международное англоязычное название).
Румыния.
Продолжительность 137 минут.
Режиссёр Мирча Дрэган.
Авторы сценария Александру Струтяну, Константин Митру по роману Михаила Садовяну.
Композитор Теодор Григориу.
Операторы Мирча Георге Корня, Аурел Самсон.
Жанр: приключенческий фильм, биографический фильм, исторический фильм, мелодрама, военный фильм
Краткое содержание
1612-й год, Молдавское княжество. Стефан IX Томша (Ион Бесою) изгоняет Константина Могилу, отвоевав титул господаря. Тудор Шоймару (Михай Богита), отличившийся беспримерной отвагой на поле брани, просит вернуть родовое имение, которым силой и обманом завладел боярин Орхеану (Штефан Чуботарашу), — и властитель восстанавливает справедливость. Однако до спокойной жизни оказывается ещё далеко…
Также в ролях: Коля Рэуту (Темир-бей), Дина Коча (Елизавета Чомортан-Лозинская), Анна Мария Николау (Магда), Георге Калборяну (Миху, дядя Тудора), Амза Пелля (Симион Бирнова), Костаке Антониу (Чирили), Олег Дановчи (Антон Лудно), Фори Эттерле (Владимир Корибут), Георге Марута (Никорита Амасу), Тома Димитриу (Нистор Урече).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.01.2016
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Первая версия сценария была направлена на утверждение 23-го декабря 1960-го года – ещё при жизни Михаила Садовяну. К сожалению, подготовительный период и съёмки затянулись, и выдающемуся румынскому писателю (кроме того, общественному и политическому деятелю, лауреату Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами») было не суждено дожить до премьеры. А между тем экранизация одноимённого романа, впервые опубликованного на страницах литературного журнала «Румынская жизнь» в 1912-13-х годах (вышел отдельной книгой в 1915-м), достойна сравнения с такими проектами, как «Тихий Дон» /1957/ и «Война и мир» /1965-67/ в советском кинематографе – или дилогия «Пан Володыёвский» /1969/–«Потоп» /1974/ в польском. Внушительные производственные затраты (13,3 млн. леев) могли бы вырасти ещё сильнее, если б не помощь со стороны военного и сельского министерств, местных властей и руководства предприятий народно-прикладного творчества. Не говоря уже о том, что «Род Шоймаров» оказался первым румынским фильмом, снятым на цветную широкоформатную плёнку, что, кстати, заставило режиссёра и операторов решать многие специфические задачи. Естественно, был значительным и зрительский успех1, обеспечивший ленте (правда, всего на два года, до выхода «Даков» /1967/) титул абсолютного рекордсмена.
Мирча Дрэган не сглаживает (не следуя ли примеру Николае Чаушеску, по ряду вопросов демонстрировавшего независимость от СССР и других социалистических держав?) острые углы в угоду идеологической конъюнктуре. Не преследует, конечно, цель разжечь межнациональную рознь или поднять самосознание соотечественников за счёт представителей других наций – но во всяком случае не скрывает очевидное. Если Магду похитили русские казаки, то именно им, удалым разбойникам, противостоят Тудор с товарищами. Если поляки выступали оккупантами, на штыках которых держалась власть Могилы, было бы обманом скрывать ненависть, испытываемую к ним простыми резешами. И если, наоборот, татары (у того же Ежи Гофмана охарактеризованные – вслед за Генриком Сенкевичем – резко негативно) выступают союзниками, а Темир-бей приносит торжественную клятву своим названым братьям, то поводов усомниться в их преданности и чести не возникает. Это тем более важно (и тем ярче свидетельствует об объективности авторов), что в начале XVII века ситуация в Молдавском княжестве, покорённом Османской империей, была крайне сложной и запутанной. Мысль о том, что истинная легитимность правителя определяется не формальными процедурами (в данном случае – фирманом султана) и даже не количеством и составом армии, но исключительно поддержкой народа, прозвучала крайне актуально. Из индивидуально-родовой сферы (обида Шоймаров на Орхеану и восстановление справедливости) акцент постепенно переносится на общегосударственный уровень – и режиссёр вслед за писателем подводит к, что называется, судьбоносному моменту. Стефан IX Томша столкнулся с теми же трудностями, что и, допустим, Иван Грозный (тема блестяще раскрыта в шедевре Сергея Эйзенштейна), – с огромной концентрацией власти в руках бояр, отстаивавших собственные интересы, даже когда они шли вразрез с нуждами страны. К сожалению, его победа (в сражении у Ясс, с последующей казнью заговорщиков) не оказалась безоговорочной и окончательной… Развязка, дающая понять, что удачное пресечение попытки Орхеану завладеть имением не знаменует собой безоблачного будущего – что впереди не менее кровопролитные сражения, исполнена трагизма. И вместе с тем сложно не проникнуться глубоким уважением к людям, взявшимся с оружием в руках отстаивать правду. Правду рода и правду Родины.
.
__________
1 – Сеансы посетило свыше 13 млн. человек.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий