Рокеры / Rockers (1978)

Рокеры / Rockers (1978): постерПолнометражный фильм.

Ямайка.

Продолжительность 100 минут.

Режиссёр Тед Бафалукос.

Автор сценария Тед Бафалукос.

Оператор Питер Сова.

Жанр: комедия, драма, музыкальный фильм

Краткое содержание
Временно оставшись без дела, ямайский барабанщик «Хорсмаус» (Лерой «Хорсмаус» Уоллас) решает осуществить смелую идею: заняв у друзей и жены Мэджи (Моника Крэйг) деньги, он покупает мотоцикл, чтобы распространять виниловые пластинки с музыкой регги. Параллельно «Хорсмаусу» предлагает работу господин Ханиболл (Питер Ханиболл), владелец крупной звукозаписывающей студии. Казалось бы, жизнь налаживается — однако в этот момент у музыканта и растамана неизвестные похищают транспортное средство.

Также в ролях: Ричард «Дёти Гарри» Холл (Дёти Гарри), Марджори Норман (Саншайн), Джейкоб Миллер (Джейкс), Грегори Айзекс (Джа Тус), Уинстон Родни (Бёнин Спир), Фрэнк Даудинг (Киддус-Ай), Робби Шекспир (Робби), Биг Юс (Биг Юс, в титрах как

Manley Buchanan), Лерой Смарт (Лерой Смарт), Лестер Баллокс (Диллинджер), Л. Линдо (Джек Руби).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 30.04.2014

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Рокеры / Rockers (1978): кадр из фильма
В ритмах ретти

Остаётся только догадываться, каким ветром занесло Теда (Теодороса) Бафалукоса, уроженца Афин, на солнечную Ямайку. Впоследствии он продолжил работу не только в музыкальном видео (в частности, сотрудничал с группой Talking Heads и Крисом Айзеком), но и в документальном кинематографе, выступив в качестве художника-постановщика на нескольких картинах Эррола Морриса. Вероятно, дебютант просто оказался в нужном месте в нужное время – и легко нашёл единомышленников в среде исполнителей регги, которые, памятуя об удачном более раннем опыте2, наверное, примерно так же подбивали смету (бюджет составил порядка JA$500 тыс.), как экранный «Хорсмаус» собирал средства на мотоцикл. Собственно, от него и не требовалось ничего особенного: соль замысла заключалась в том, что исполнители, сплошь люди широко известные как в родной стране, так и за её пределами, изображают на экране, по сути, самих себя в привычных условиях бытования и типичных (слегка драматизированных) ситуациях. Тем более представляется логичным решение Бафалукоса взять за основу наработки неореалистов, в первую очередь – Витторио Де Сики с незабвенными «Похитителями велосипедов» /1948/, сюжет которых был без особого труда адаптирован к новым реалиям.

Рокеры / Rockers (1978): кадр из фильма
Не теряется с девушками

Конечно, говорить о полноценном эстетическом влиянии упомянутых мастеров не совсем корректно. Слишком сильно Ямайка, даже пребывающая в бедности (на грани вопиющей нищеты), отличается от послевоенной Италии. Сравнение многочисленных растаманов, придумывающих себе громкие прозвища2, с крестьянами или римскими и миланскими бедняками, мыкающимися по улицам мегаполисов в поисках заработка на кусок хлеба для себя и своих детей, прозвучало бы, право, оскорблением для последних. Главное же, по мере приближения развязки верх берёт откровенно… сказочная интонация: стоит Лерою кинуть клич среди верных друзей, как те моментально отзовутся, помогут организовать дерзкую акцию – и вот уже попранная справедливость торжествует! Думаю, всё это прекрасно понимал сам режиссёр-сценарист, не мешавший артистам существовать на экране так, как им хочется. Не слишком смешная комедия «Рокеры» – это как запечатлённые на целлулоидную плёнку представления об идеальном образе жизни приверженцев растафарианства, придерживающихся особого (равнодушно-оптимистичного) отношения к ежедневным трудностям, помнящих о заветах Джа и ненавидящих «Вавилон», уважающих пост «айтал», а в первую очередь – сладкий и приятный дым марихуаны. Всё это само по себе осталось бы составляющими ямайского колорита, интересного разве что заезжим туристам, если б не повальная популярность регги в разных частях света. Погружение зрителя в музыкальные ритмы, а также кадры в студии звукозаписи и на массовых дискотеках придают картине хроникальную ценность, делая её вполне аутентичным свидетельством о культурном феномене и позволяя терпимее отнестись к огрехам кинематографистов.

.

__________
1 – Имеется в виду криминальная драма «Тернистый путь» /1972/.
2 – «Хорсмаус», то есть ‘лошадиная пасть’, «Дёти Гарри» в честь «грязного» иствудовского полицейского из Сан-Франциско, Диллинджер и т.д.

Прим.: рецензия публикуется впервые


Оригинальный фильм:
Похитители велосипедов / Ladri di biciclette (1948)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+