Рокки / Rocky (1976)

Рокки / Rocky (1976): постерПолнометражный фильм (премия «Оскар»).

Другое название: «Роки» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность 119 минут.

Режиссёр Джон Дж. Эвилдсен (премия «Оскар»).

Автор сценария Сильвестр Сталлоне.

Композитор Билл Конти.

Оператор Джеймс Крэйб.

Жанр: драма, спортивный фильм, мелодрама

Краткое содержание
Роберт Бальбоа (Сильвестр Сталлоне, номинация на «Оскар»), больше известный как Рокки и под боксёрским псевдонимом «Итальянский жеребец», свыше дести лет занимается этим видом спорта — но довольствуется участием в третьеразрядных боях. Он зарабатывает на пропитание и скромную квартирку в трущобах Филадельфии, выбивая долги для ростовщика Энтони Газзо (Джо Спайнелл), и ухаживает за сестрой своего лучшего друга Поли Пеннино (Берт Янг) Эдриан (Талия Шайр, номинация на «Оскар»), девушкой непомерно застенчивой и замкнутой. Жизнь идёт своим чередом и не предвещает никаких перемен, но неожиданно судьба преподносит подарок. Аполло Крид (Карл Уэзерс), чемпион мира по боксу в тяжёлом весе, решает встретиться на ринге с никому не известным соперником — и его выбор падает на Рокки.

В ролях: Берджес Мередит (Майки, номинация на «Оскар»), Тэйер Дэвид (Джергенс), Джимми Гамбина (Майк), Джоди Летициа (Мэри), в эпизодах Фрэнк Сталлоне (хронометрист), Ллойд Кауфман (пьяный), Фрэнк Сталлоне (уличный певец, в титрах как Frank Stallone Jr.), Джо Фрэзьер (в роли самого себя)

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.06.2014

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Рокки / Rocky (1976): кадр из фильма
Эдриан и Рокки

В редкой биографии Сильвестра Сталлоне не упоминается о том, как Слая, на тот момент – начинающего и, прямо скажем, малоперспективного актёра и кинодраматурга, посетило вдохновение во время просмотра по телевизору боксёрского поединка между Чаком Вепнером и Мухаммедом Али, состоявшегося 24-го марта 1975-го года в Кливленде, штат Огайо. Никому не ведомый спортсмен из маленького клуба Нью-Джерси бросил вызов абсолютному чемпиону мира в тяжёлом весе. Чак проиграл по очкам, но продержался против маститого соперника 15 раундов и даже отправил его в нокдаун. Не менее хорошо известно, что сценарий, написанный Сталлоне за три дня (правда, впоследствии были доработки), моментально заинтересовал продюсеров Ирвина Уинклера и Роберта Чартоффа. Равно как и то, что Сильвестр, не прельстившись, вопреки тяжёлому материальному положению, высоким гонораром, выдвинул обязательным условием, что лично исполнит заглавную роль, а не отдаст её «звезде» вроде Роберта Редфорда, Бёрта Рейнольдса, Джеймса Каана или Райана О’Нила. Наконец, всем памятен триумф фильма, обошедшегося в производстве в достаточно скромную сумму, $1,1 млн.1, а собравшего $117,2 млн. в национальном прокате и ещё $107,8 млн. в других странах – с большим отрывом возглавившего список коммерческих лидеров сезона.

Рокки / Rocky (1976): кадр из фильма
В предвкушении триумфа

Конечно, для успеха «Рокки» сложно переоценить феномен Сильвестра Сталлоне, привнёсшего в историю много автобиографических мотивов. И спустя время поражает органичность существования актёра на экране – в образе ординарного в общем-то американца итальянского происхождения, вполне отдающего себе отчёт в невеликих интеллектуальных способностях (давно согласившегося с утверждением отца) и, кажется, махнувшего на жизнь рукой, плывущего по течению. Он воспринимается, как говорится, своим парнем в родном квартале где-то на задворках мегаполиса, несмотря на то, что выбивает долги для местного криминального авторитета. Бальбоа, предпочитающий, чтобы его называли именем выдающегося боксёра Рокки Марчиано, отводит душу на ринге за сущие гроши, хотя это злит его престарелого тренера Майки, считающего, что парень зарывает в землю талант. Наконец, исполнены тонкого лиризма сцены деликатных и трогательных ухаживаний, так контрастирующих с унылой и грубой обстановкой, за скромницей Эдриан, живущей с братом-мужланом и работающей в небольшом зоомагазине. Тем разительнее преображение Рокки, хочется сказать, в одночасье, благодаря изматывающим тренировкам в спортзале, ежедневным пробежкам (эффектен кадр, когда спортсмен взбегает по ступенькам Филадельфийского музея искусств и вскидывает вверх руки) и личному изобретению – отработке ударов на мясных тушах. Упорство и жажда победы должны одержать верх! Чрезвычайно убедителен Слай и в эпизоде собственно боксёрского поединка, когда ни у кого не остаётся сомнений в том, чей дух сильнее. Не удивительно, что Бальбоа послужил объектом для подражания, а многие прозвучавшие реплики (включая истошный вопль «Эй, Эдриан!» избитого до полусмерти претендента на звание чемпиона) разошлись на цитаты.

Рокки / Rocky (1976): кадр из фильма
Туша вместо «груши»

И всё же хочется отдать должное ещё одному человеку, без которого фильм едва ли получился бы. Джон Дж. Эвилдсен успел зарекомендовать себя талантливыми «независимыми» кинопроизведениями («Джо» /1970/ и «Спасите тигра» /1973/), бескомпромиссными в обрисовке и оценке реалий «каменных джунглей». Нашему взору открывается, по сути, та же самая – убогая, лишённая перспектив – социальная среда, которая внезапно преображается благодаря привнесению «сказочных» мотивов. Аполло Крид верно угадал, что сумеет заработать на матче, предоставив публике подтверждение мысли о том, что Америка – страна неограниченных возможностей, и именно этим аргументом удаётся убедить дать согласие Рокки, поначалу колеблющегося. Бальбоа – не пролетарий (да и Поли надоел другу просьбами устроить его к Газзо, поскольку устал работать на мясокомбинате), и выказывает недовольство, видя своё изображение на гигантском плакате в красных2 боксёрских трусах. Подобно тому, как «оптимистические комедии» Фрэнка Капры воспевали рузвельтовский «Новый курс» и служили народу отдохновением в тяжёлые времена Великой Депрессии, история ‘каменного’ и ‘непоколебимого’ (если дословно перевести слово «rocky») индивида, одержимо рвущегося к осуществлению извечной «американской мечты», прозвучала не менее актуально спустя без малого полвека. В пору горького прощания с романтическими иллюзиями и надеждами «бунтующих 60-х» стало ясно, что даже лучшие, получив шанс и пройдя испытания, формально и официально – останутся в числе проигравших. Но уже никогда не будут прежними.

.

__________
1 – Правда, как-то забывается, что руководство United Artists, впечатлённое материалом, вложило гораздо больше ($4,2 млн.) в рекламную кампанию.
2 – Мотив получит дальнейшее – идеологически «верное» – развитие в четвёртой части.

Прим.: рецензия публикуется впервые (существенно дополнена версия, опубликованная на сайте World Art)



Материалы о фильме:
Винницкий А. Слай-«хитрец» // Новости видео. – 1991, № 10 (03). – С. 1.
Звегинцева И. Сильвестр Сталлоне: От Роки к Рэмбо // Видео Дайджест. – 1990, № 3. – С. 64-69.
Кокарев Андрей. Сильвестр Сталлоне – символ мужественности и геройства духа // Мы. – 1991, № 10. – 178-188.
Звегинцева И. Видеотека в сейфах милиции // Видео Дайджест. – 1989, № 1. – С. 26-36.
Кинобестселлеры // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 05. – С. 32-33.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+