Ровно в полдень / High Noon (1952)

Ровно в полдень / High Noon (1952): постерПолнометражный фильм (номинация на «Оскар»).

Другое название: «В самый полдень» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность 85 минут.

Режиссёр Фред Циннеман (номинация на «Оскар»).

Автор сценария Карл Форман (премия «Золотой глобус» и номинация на «Оскар») по рассказу Джона У. Каннингэма.

Композитор Дмитрий Тёмкин (премии «Оскар» и «Золотой глобус», также премия «Оскар» за оригинальную песню High Noon (Do Not Forsake Me, Oh My Darlin на музыку Дмитрия Тёмкина и слова Неда Вашингтона).

Оператор Флойд Кросби (премия «Золотой глобус»).

Премию «Оскар» также получили Эльмо Уильямс, Гарри У. Герстад (монтаж).

Жанр: драма, триллер, вестерн

Краткое содержание
Уилл Кейн (Гэри Купер, премии «Оскар» и «Золотой глобус»), долгие годы образцово исполнявший обязанности маршала в небольшом (с населением в несколько сотен человек) городе Хэдлевиль, принял решение оставить пост и уехать прочь вместе с молодой женой-квакершей Эми Фаулер (Грейс Келли). Однако в последний момент становится известно о появлении Джима Пирса (Роберт Уилк), Джека Колби (Ли Ван Клиф) и, главное, Бена Миллера (Шеб Вули) — брата особо опасного преступника Фрэнка Миллера (Иэн МакДональд), когда-то арестованного Уиллом, но оправданного судом присяжных, который и сам должен приехать совсем скоро. На поезде, прибывающем примерно через час — ровно в полдень…

Также в ролях: Томас Митчелл (мэр Джонас Хендерсон), Ллойд Бриджес (помощник маршала Харви Пелл), Кэйти Джурадо (Хелен Рамирес, номинация на «Золотой глобус»), Отто Крюгер (судья Перси Меттрик), Лон Чейни-мл. (Мартин Хоу), Гарри Морган (Сэм Фуллер), в эпизоде Джек Илэм (Чарли, без указания в титраз)

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 09.01.2016

Авторская оценка 10/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Ровно в полдень / High Noon (1952): кадр из фильма
Готов к схватке

Этот фильм часто характеризуется как «антивестерн» или, в более деликатной формулировке самих американцев, как «вестерн для людей, которым не нравятся вестерны». Но куда удивительнее, что со временем картина, вопреки показной неприязни консервативно настроенных личностей (включая экранного ковбоя №1 Джона Уэйна), всё же вошла в золотой фонд жанра, оказав исключительное влияние на режиссёров, обращавшихся к суровым реалиям Дикого Запада. Фред Циннеманн и кинодраматург Карл Форман, взявший за основу небольшое произведение Джона У. Каннингэма «Оловянная звезда»1, продемонстрировали исключительное мастерство, на протяжении полутора часов томительного ожидания нагнетая не столько напряжение (в узком, «хичкоковском» смысле), сколько драматизм ситуации – настойчиво заставляя войти в положение человека, добровольно берущего на себя обязательства блюстителя закона и… всё яснее осознающего: помощи ждать не от кого. В Кейне не осталось почти ничего от образов жизнерадостных и неустрашимых героев, воплощавшихся Гэри Купером прежде, когда актёр пребывал на вершине славы – и задолго до того, как отметил полувековой юбилей, омрачённый серьёзными проблемами со здоровьем. Уилл лишь поначалу, опасаясь встречи с четырьмя вооружёнными до зубов головорезами в пустынной прерии, проявляет малодушие, по наивности надеясь найти соратников в городе, которому годами служил верой и правдой. Постепенно же верх берут несокрушимая – сообразно имени – воля и чувство долга, вызывающее искреннее непонимание у обывателей всех мастей. Выдающийся артист, исполнявший роль, превозмогая боль, и не прибегавший к услугам каскадёров (в том числе на съёмках кульминационного эпизода), по праву вернул былую славу и получил награду Американской киноакадемии.

Ровно в полдень / High Noon (1952): кадр из фильма
Не предаст ли?

Пожалуй, в данном случае речь не идёт о покушении на эстетические основы вестерна, как некоторые режиссёры (от Артура Пенна до Джима Джармуша) поступят много позже. Циннеманн и Форман «всего лишь» подвергают сомнению достоверность его базовых морально-этических предпосылок, негласно отстаивавшихся подавляющим большинством мастеров, тем самым – возвеличивавших, искусственно облагораживавших процесс формирования Соединённых Штатов как самобытного государства. Отсюда – недалеко до радикального опровержения, опрокидывания традиционной мифологии. Красивая легенда о смелых и сильных духом индивидуалистах, построивших цивилизацию на пустом месте, готовых объединиться и в любой момент выступить против зла и беззакония с оружием в руках, не выдерживает поверки первой же непростой жизненной ситуацией. Верный помощник выставляет напоказ неуместные амбиции, судья оказывается слишком искушён в истории, понимая, что люди нисколько не изменились со времён Эллады и не желая вновь испытывать судьбу, друзья позорно прячутся, а рядовые граждане – решают не вмешиваться в происходящее, нисколько не поступившись принципами демократии и ценностями добрых христиан. Зритель расстаётся с навязанными иллюзиями, хочется сказать, в унисон с Кейном, поочерёдно обходящим жителей городка в надежде на содействие – и получая отказ от всех и каждого. А пока предприимчивый гробовщик, не мешкая, принимается за работу… В возникшем контексте даже неотвратимо надвигающаяся перестрелка, захватывающе снятая и виртуозно смонтированная, отдаёт невыразимой горечью и, хотя завершается относительно благополучно, точно не имеет ничего общего с неизменным «хэппи-эндом». Не только Уиллу, с презрением бросающему на землю оловянную звезду маршала, но и Эми, невольно нарушившей чтимые квакерами заповеди, день свадьбы запомнится на всю жизнь. И проникновенная лирическая песня Дмитрия Тёмкина на слова Неда Вашингтона (ещё один «Оскар») с запоминающимся лейтмотивом Do Not Forsake Me, Oh My Darlin’ ближе к финалу приобретает совсем грустные обертоны…

Ровно в полдень / High Noon (1952): кадр из фильма
Сердцу не прикажешь…

Поведанная авторами история в значительной степени универсальна, раскрывая многое в самой природе людей и законах устройства общества. Но вызванному лентой огромному резонансу, в том числе коммерческому2, способствовало ещё и удивительное созвучие обличительного пафоса произведения постыдным политическим процессам, стремительно набиравшим силу именно в США. Сразу не было секретом, что Форман, внесённый в «чёрные списки» стараниями приверженцев линии сенатора МакКарти, сплошь как один – честными и добропорядочными гражданами, прибегнул к иносказанию, как в басне или притче, обвинив соотечественников в не меньшем предательстве, чем совершённое обитателями Хэдлевиля по отношению к маршалу. Хорошо слыть праведником, будучи на стороне большинства – а не в ситуации, когда, кажется, само правосудие (вспомним, как судья Меттрик, готовясь к бегству, поспешно укладывает в саквояж фигурку Фемиды и государственный флаг) стремительно умывает руки, оставляя город на произвол судьбы. Однако именно в таких обстоятельствах и происходит истинная проверка характера. Определяется, кто перед нами: Человек или трусливый мещанин.

Ровно в полдень / High Noon (1952): кадр из фильма
Навстречу врагам

Новаторское драматургическое решение кинематографистов, постаравшихся приравнять (особенно с того момента, когда проносится весть о прибытии бандитов) длительность экранных событий подлинному, текущему по эту сторону кинополотна времени, выдержав повествование в режиме, как сказали бы сейчас, real-time, является словно дополнительным свидетельством аутентичности вымышленного инцидента. Но периодически попадающие в кадр настенные часы не просто выполняют функцию синхронизатора: почти физически ощущаешь неумолимое приближение смертельной угрозы в обезлюженном населённом пункте, которая даёт о себе знать ровно в полдень – пронзительным гудком прибывающего издалека поезда. Когда тысячи и миллионы предпочли затаиться, уйти в тень, а нередко и, опасаясь за сохранность собственной шкуры, выгородить себя путём оговора знакомых, Циннеманн оказался чуть ли не единственным в Голливуде3, кто рискнул поведать о подлости «маккартизма» изнутри. Однако его Вестерн (именно так, с заглавной буквы!) ценен ещё тем, что содержит и философский, а не только закодированный социально-идеологический смысл, завораживающе повествуя о High Noon – высшем миге пребывания человека на земле. Миге, когда он должен, хочет того или нет, одолеть в себе всё мелочное и суетное, познав свою сущность.

.

__________
1 – Впрочем, бытует версия, что сценарий оказался похож на рассказ, опубликованный в журнале Colliers в 1947-м году, по чистой случайности.
2 – При бюджете $750 тыс. фильм принёс $3,4 млн. прокатной платы, попав в число лидеров сезона.
3 – Даже Чарльз Чаплин вынужденно снимет «Короля в Нью-Йорке» /1957/ в Великобритании.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Сегаль Д. Сюрпризы дядюшки Оскара // Новости видео. – 1990, № 02 (09). – С. 2.
Бессмертный А. Вестерн, или Песни пыльных дорог // Видео Дайджест. – 1990, № 03. – С. 37-41.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+