Рождение нации / The Birth of a Nation (1915)

Рождение нации / The Birth of a Nation (1915): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Рождение нации; или Человек клана» / «The Birth of the Nation; Or The Clansman» (второе официальное название), «Человек клана» / «The Clansman» (название на премьере в Лос-Анджелесе), «В лапах Ку-клукс-клана» / «В когтях Ку-клукс-клана» / «In the Clutches of the Ku Klux Klan» (сокращённая версия).

США.

Продолжительность 165 минут.

Режиссёр Дэвид Уорк Гриффит.

Авторы сценария Дэвид Уорк Гриффит и Фрэнк Э. Вудс по мотивам двух романов и пьесы Томаса Ф. Диксона-мл.

Композитор Джозеф Карл Брайл, Дэвид Уорк Гриффит.

Оператор Дж.У. Битцер.

Жанр: драма, исторический фильм, мелодрама, военный фильм

Краткое содержание
Доктор Кэмерон (Споттисвуд Эйткен) и его супруга (Джозефин Кроуэлл) живут в живописном местечке в Пидмонте, штат Южная Каролина, воспитывая троих сыновей, Бенджамена (Генри Б. Уолтхолл), Уэйда (Джордж Берэнжер) и Дьюка (Максфилд Стэнли), и двух красавиц дочерей: Маргарет (Мириам Купер) и Флору (Мэй Марш). Они дружат с семьёй Стоунменов, глава которой, депутат от Пенсильвании Остин Стоунмен (Ральф Льюис), приезжает погостить вместе с собственными детьми: юной Элзи (Лиллиан Гиш) и отпрысками Тодом (Роберт Хэррон) и Филом (Элмер Клифтон). Однако начавшаяся вскоре гражданская война, поделившая Америку на противоборствующие Юг и Север, не ведает исключений…

Также в ролях: Мэри Олден (Лидия), Джордж Зигманн (Силас Линч, в титрах как George Seigmann), Уолтер Лонг (Гас, негр-предатель), Уоллас Рид (Джефф, в титрах как Wallace Reed), Джозеф Хенэбери (Авраам Линкольн, в титрах как Jos. Henabery), Дженни Ли (Мамми, верная служанка), Дональд Крисп (генерал Грант), в эпизодах Монти Блю (без указания в титрах), Джон Форд (член Ку-клукс-клана, скачущий на лошади; без указания в титрах), Дэвид Уорк Гриффит (в качестве самого себя, версия, выпущенная в 1931-м году, без указания в титрах), Эльмо Линкольн (кузнец, без указания в титрах), Эрих фон Штрогейм (без указания в титрах), Рауль Уолш (Джон Уилкс Бут, без указания в титрах), Юджин Паллетт (солдат, без указания в титрах).

.

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 22.09.2013

Авторская оценка 10/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Рождение нации / The Birth of a Nation (1915): кадр из фильма
Братоубийственная война

Сегодняшнему зрителю, даже искренне жаждущему ознакомиться с вехами истории кинематографа, сеанс «Рождения нации» может показаться… пусть не адской мукой, но всё равно – весьма утомительным зрелищем. Дело не в значительной (особенно в сравнении с привычными тогда короткометражками) продолжительности фильма, которая, по моим субъективным ощущениям, почти не замечается при просмотре, скажем, многострадальной «Нетерпимости» /1916/. Вторую половину повествования сложно отделаться от ощущения, что авторы используют всю силу воздействия нового, только-только становящегося искусства для пропаганды заведомо лживых идей и топорной мифологизации (а местами – и откровенной фальсификации) национальной истории. Наивен уже пролог, в котором сеятелями первых семян раздора объявляются сторонники аболиционизма, посмевшие выступать за освобождение вывезенных из Африки невольников, подрывая основы той самой идиллии сельскохозяйственных штатов, которой наслаждаются Кэмероны. Ещё «тоньше» Гриффит проводит мысль, что носителями тёмного начала, способствовавшего погружению поверженного Юга в хаос беззакония и разрухи, выступили агенты влияния агрессивной негритянско-мулатской массы. Именно они стояли за убийством Джоном Уилксом Бутом Президента Авраама Линкольна, выступавшего последовательным приверженцем интересов белых людей из стана противника. Именно они вооружили толпы вчерашних рабов с плантаций и слуг, внушив этим дикарям, только и ждущим улучить момент, чтобы пуститься в бесовские пляски, что отныне все равны. Именно они первыми начали практиковать расправы без суда и следствия над теми, кого толпа сочла виновным, причём идеологом действа выставлен подлый и двуличный Сайлас Линч, якобы стараниями которого (а не судьи Чарльза Линча и капитана Уильяма Линча из Виргинии) и возникло само понятие «линчевание». Именно они дали толчок богопротивному смешению рас, в предельных случаях ведущему к разнузданным домогательствам. К слову, при внимательном и непредвзятом анализе печально известного эпизода гибели Флоры с удивлением обнаруживаешь, что бедняжка пала жертвой не покушения на изнасилование, а… непристойного предложения о замужестве со стороны свежеиспечённого равноправного гражданина. Если обобщить вышесказанное и добавить счастливое озарение Бена Стоунмена, увидевшего, как хулиганствующие чернокожие дети в ужасе разбегаются от ребёнка, с помощью простыни изобразившего привидение, явление рыцарей в белоснежных балахонах и с горящими факелами в руках покажется закономерным – неизбежным – актом провидения.

Рождение нации / The Birth of a Nation (1915): кадр из фильма
Бедняжка Элзи

Фильм был запрещён в ряде крупных американских городов, получил решительную отповедь в прогрессивных средствах массовой информации и спровоцировал волну гражданских протестов, а в европейских странах, справедливо опасавшихся негативной реакции армейских корпусов, укомплектованных жителями африканских колоний, долго не демонстрировался. Но это ни в коей мере не помешало поистине феноменальному коммерческому успеху «Рождения нации», обошедшемуся в солидную по тем временам, не без труда собранную из разных источников сумму ($110 тыс.), которая принесла колоссальную прибыль. Озвучивались разные, в том числе совершенно фантастические (Лиллиан Гиш настаивала в автобиографии на $100 млн.!), цифры, но более-менее правдоподобными представляются $10 млн. прокатной платы, которых с лихвой хватило и самому режиссёру1, и многочисленным инвесторам, основавшим на полученные средства кинокомпании – будущие Metro-Goldwyn-Mayer и Paramount Pictures. Ситуация видится тем более двусмысленной (и символичной!), что ближайшим сторонником воинствующего расиста, преподобного Томаса Ф. Диксона-младшего, выступил режиссёр, на чьём счету была картина «Роза Кентукки» /1911/, выставлявшая куклуксклановцев в негативном свете. Экранизация «Человека клана», носящего «скромный» подзаголовок «Исторический роман о Ку-клукс-клане»2, не иначе как обернулась для этого южанина и сына полковника армии конфедератов поиском собственной идентичности, в которой люди с чёрным цветом кожи могут считаться «хорошими», только если всецело, до самозабвения, преданны хозяевам. Он был последователен, доверяя роли тёмных (во всех смыслах) личностей вымазанным ваксой белым исполнителям.

Рождение нации / The Birth of a Nation (1915): кадр из фильма
Освобождение близко!

«Рождение нации» на десятилетия вперёд стало предметом бурных полемик, носящих отнюдь не отвлечённый, академический характер. Находки впитывали, нередко – остроумно переосмысливали. Достаточно упомянуть «Александра Невского» /1938/ Сергея Эйзенштейна, облачившего тевтонских захватчиков (прямых предтеч нацистских оккупантов) в алебастровые одеяния, и сцену вертолётной атаки у Копполы, прозрачно намекнувшего, что воздушная кавалерия примерно так же3 несёт освобождение, как предшественники во главе с «Белым Драконом». Картину нещадно высмеивали (в частности, Мел Брукс), и с её неотвязчивым призраком истово боролись афро-американские кинематографисты, например, Спайк Ли – уже в студенческой работе! Ленте, с другой стороны, оказывали поддержку высокие официальные лица, будь то Президент Вудро Вильсон, после премьеры в Белом доме давший лестный отзыв, или члены Национального совета, включившие её (в 1992-м году) в Национальный реестр фильмов для хранения в Библиотеке конгресса США. Однако это в конечном счёте обернулось, думается, несправедливостью по отношению к незаурядному художнику, постаравшемуся вложить в произведение неподдельную боль за судьбу Родины. Возможно, Дэвид Уорк Гриффит заблуждался в том, какие причины послужили становлению державы, – точнее, не заблуждался, а дал процессу ошибочную (обосновываемую грубо тенденциозной трактовкой фактов) с морально-этических позиций оценку. Но истинный посыл произведения исчерпывающе выражен во вступительном титре, сообщающем: «Если в этой работе нам удалось показать бессмысленные разрушительные последствия войны, если война вызвала у Вас отвращение, значит, наши усилия не пропали втуне». В свете начавшейся глобальной бойни, сопровождавшейся насаждением ура-патриотических настроений, пацифистский пафос первой части звучал тем острее. Трагическое видение кровопролитного, братоубийственного противостояния (по сути, самоистребления молодого, только формирующегося народа), развёдшего вчерашних друзей по противоборствующим лагерям, производит сильнейшее впечатление. Режиссёр раскрывается одарённым баталистом, совмещая искусство управления гигантскими (до тысячи человек!) массовками с умением не потерять в хаосе битвы конкретную личность – допустим, «Маленького полковника» Бена, возглавляющего заранее обречённую атаку, из последних сил водружая знамя на пушку врага. Причём если использование перекрёстного монтажа в кульминации оказалось легко усвоено последователями и, соответственно, быстро утратило оригинальность, то новаторство эпизода эпохальной осады Петерсберга бросается в глаза по сей день. Здесь и продуманная череда общих, средних и крупных планов, выявляющая новый смысл в течении событий, нагнетающая напряжение за счёт особой ритмичности, и каше, создающие, по точной характеристике киноведа Жоржа Садуля, эффект «луча прожектора, шарящего в темноте»4. Волнующий рассказ о муках рождения целой нации, сопровождаемого болью утрат, переламывающего судьбы людей, заложил основы такого долгоживущего феномена, как Большой Голливудский Стиль, без которого успехи «фабрики грёз» в покорении широкой публики были бы немыслимы. Тем поразительнее и досаднее, что «Нетерпимость», которая наряду с попыткой донесения до зрителей идей, считавшихся Гриффитом, этим воистину отцом американской кинематографии, необычайно важными, блестяще развивала находки крупномасштабного, эпического зрелища, постигло фиаско.

.

__________
1 – Известно, что личный доход Дэвида Уорка составил $1 млн.
2 – Кроме того, частично использован материал из другого диксоновского детища – «Пятна леопарда».
3 – Сходство усиливает тот факт, что в обоих случаях музыкальным сопровождением служил вагнеровский «Полёт валькирий».
4 – Садуль Ж. Всеобщая история кино. Том 3. Кино становится искусством. 1914-1920. – М.: «Искусство», 1961. – С. 19.

Прим.: рецензия публикуется впервые 


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter