Рождённые неприкаянными / The Born Losers (1967)

Рождённые неприкаянными / The Born Losers (1967): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Рождённые проигрывать» / «Рождённые неудачниками» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 113 минут.

Режиссёр Том Лофлин (в титрах как T.C. Frank).

Автор сценария Элизабет Джеймс (в титрах как E. James Lloyd).

Композиторы Майк Кёрб, Дэйви Аллан (без указания в титрах).

Оператор Грегори Сандор.

Жанр: фильм действия, драма, триллер

Краткое содержание
Билли Джек (Том Лофлин), демобилизовавшийся «зелёный берет», прошедший Вьетнам, а ныне спокойно живущий неподалёку от провинциального городка Биг Рок, вступается за парня, безнаказанно избиваемого на глазах у всех членами так называемого Клуба мотоциклистов «Рождённые неприкаянными». Однако суд приговаривает его к крупному штрафу. Зарёкшись в дальнейшем вмешиваться в происходящее, Билли тем не менее не может остаться в стороне, видя бесчинства, творимые шайкой байкеров при попустительстве местных защитников закона.

Также в ролях: Элизабет Джеймс (Викки Бэррингтон), Джереми Слейт (Дэниэл «Дэнни» Кармоди), Уильям Уэллман-мл. (Чайлд), Джек Сатрретт (помощник шерифа Фред), Пол Брюс (окружной прокурор Джордж Дэвис), Роберт Кливз (мистер Кроуфорд), Пол Прокоп («Немой»), Роберт Тессье (Кьюболл), Джефф Купер («Гангрена»), Стюарт Ланкастер (шериф Харви), Гордон Хобан (Джерри Кармоди), Джейн Расселл (миссис Шорн), в эпизоде Клегг Хойт (мистер Кармоди, без указания в титрах), Делорес Тейлор (прохожая с детьми / рассказчик-повествователь, озв., без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.07.2014

Авторская оценка 5/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Рождённые неприкаянными / The Born Losers (1967): кадр из фильма
Один против бесчинствующей толпы

Том Лофлин – очень интересная личность. Дело даже не в разносторонности его интересов: от киноискусства, политики и боевых искусств до юнгианской психологии, причём со специализацией на исследовании возможных причин возникновения у человека рака. Творческая биография Лофлина, которого сложно причислить к выдающимся режиссёрам или исключительно одарённым артистам, но который – не без оснований считается самым удачливым «независимым» кинематографистом в истории, должна стать предметом изучения всякого, кто надеется добиться признания вне сложившейся студийной системы. Том начинал с маленьких ролей на большом экране и телевидении, получил первую известность благодаря криминальной драме «Правонарушители» /1957/ будущего классика Роберта Олтмена (где, между прочим, изобразил подростка, втягивающегося в жизнь уличной банды), затем осуществил две самостоятельные постановки, не вызвавшие никакого резонанса. Озарение (иначе не скажешь!) снизошло на Тома после того, как Роджер Корман взбудоражил Америку «Дикими ангелами» /1966/, задавшими настоящую моду. Поэтому ничего удивительного, что проект на заключительной стадии получил финансовую поддержку (производственный бюджет составил $360-400 тыс.) владельцев American International Productions, а дистрибьютором выступила компания American International Pictures, для которой картина оставалась самой коммерчески успешной1 вплоть до хоррора «Ужас Амитивилля» /1979/.

Рождённые неприкаянными / The Born Losers (1967): кадр из фильма
Американский герой

Конечно, когда на излёте «перестройки» «Рождённые неприкаянными» попали в отечественный кинопрокат, картина уже мало чем выделялась в потоке прочих дешёвых заокеанских боевиков. Фильм Лофлина, взявшего (в честь собственных детей, Фрэнка, Терезы и Кристины) псевдоним Т.К. Фрэнк, всё-таки заметно устарел, представляя интерес лишь как культурный феномен конкретной эпохи, в меньшей степени – с точки зрения влияния, оказанного на последующие произведения о жестокости, например, на «Безумного Макса» /1979/. Это в момент появления сценаристка Элизабет Джеймс, также представшая в образе несчастной Викки2, заслужила похвалы за смелость в обращении к скандальным инцидентам с участием байкеров: групповому надругательству членами «Ангелов ада» над пятью девушками-подростками, имевшему место в 1964-м в Монтерее, и происшествию в 1966-м, когда заезжая банда терроризировала целый населённый пункт – Холлистер. Ныне же бросается в глаза драматургическая заданность и схематичность действа – желание авторов подвести экранные события под заранее сформулированную мораль. Обыватели, дескать, остаются беззащитными перед лицом очевидной опасности, поскольку у шерифа отсутствуют полномочия, за проявление «инициативы» можно схлопотать крупный штраф (хорошо, если не тюремный срок!), а запуганные пострадавшие и свидетели не выступают в суде, опасаясь расправы. Спасением же служит, естественно, вооружённый одиночка, преимущество которого – не столько в боевых навыках и корнях (Билли является наполовину индейцем, терпеливо снося расистские шутки хулиганов), сколько в силе духа, в личной отваге, в готовности не отступить перед многократно превосходящим противником. Словом, типичная адаптация канонов вестерна к современным реалиям… К чести режиссёра, впрочем, следует оговориться, что он старается не упрощать ситуацию, делая упор не на бессмысленность выходок «рождённых неприкаянными», а на механизм насилия как таковой, прозрачно намекая, что в злодеянии отчасти повинны и сами жертвы, имевшие неосторожность выказать враждебность или, как в случае с заманенными в клуб девицами, подпавшие под «очарование» порока. Не сказать, чтобы это получилось идеально – однако найденный герой пришёлся по нраву соотечественникам, что подтвердили и вскоре последовавшие продолжения.

.

__________
1 – Общие (с учётом ряда повторных выпусков) кассовые сборы оцениваются в $36 млн.
2 – Впоследствии, к слову, не снимавшейся, если не считать небольшой роли в «Грязной Мэри, сумасшедшем Ларри» /1974/.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Соболев Р. Голливуд. 60-е годы. – М.: Искусство, 1975. – С. 49-53.
Кудрявцев С. Апокалипсис продолжается // Видео-Асс. – 1990, № 02. – С. 84-86.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+