Рождённый четвёртого июля / Born on the Fourth of July (1989)
Полнометражный фильм (премия «Золотой глобус» и номинация на «Оскар»).
Другие названия: «Рождённый 4-го июля» / «Взвод 2» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 145 минут.
Режиссёр Оливер Стоун (премии «Оскар» и «Золотой глобус»).
Авторы сценария Оливер Стоун, Рон Ковик (премия «Золотой глобус» и номинация на «Оскар») по книге Рона Ковика.
Композитор Джон Уильямс (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Оператор Роберт Ричардсон (номинация на «Оскар»).
Премию «Оскар» также получили Дэвид Бреннер, Джо Хатшинг (монтаж).
На премию «Оскар» также номинировались Майкл Минклер, Грегори Х. Уоткинс, Уайли Стейтмен, Тод Э. Мэйтленд (звук).
Жанр: биографический фильм, драма, военный фильм
Краткое содержание
Рон Ковик (Том Круз, премия «Золотой глобус» и номинация на «Оскар»), принимает решение записаться добровольцем в Корпус морской пехоты, как только окончит школу. В октябре 1967-го года, во время второй командировки во Вьетнам, он становится невольным виновником смерти местных крестьян, включая женщин и детей, в хаосе боя нечаянно убивает товарища, рядового первого класса Уилсона (Майкл Компотаро), а вскоре — получает ранение. В госпитале Ковику сообщают о повреждении позвоночника, приведшем к параличу нижней части тела. Рону придётся начинать жизнь сначала.
Также в ролях: Уиллем Дефо (Чарли), Кира Седжвик (Донна), Рэймонд Дж. Барри (отец Рона), Кэролайн Кава (мать Рона), Джош Иванс (Томми Ковик), Джейми Талисман (Джимми Ковик), Энн Бобби (Сюзанн Ковик), Саманта Ларкин (Пэтти Ковик), Том Беренджер (комендор-сержант Хейс), Лили Тейлор (Джейми Уилсон), Фрэнк Уэйли (Тимми), Джерри Левин (Стив Бойер), Брайан Ларкин (юный Рон), Ричард Панебьянко (Джоуи Уолш), Стивен Болдуин (Билли Ворсович), Том Сайзмор (ветеран), Майкл Уинкотт (ветеран), Эд Лотер (командир), Дэниел Болдуин (ветеран), Дейл Дай (полковник), Оливер Стоун (репортёр), Шон Стоун (юный Джимми Ковик), Джон Гетц (майор), Уильям Болдуин (солдат), Джеймс Ле Грос (солдат), Вивика Анджанетта Фокс (проститутка в госпитале), Боб Гантон (доктор), Эди Брикелл (певица в кафе), в эпизоде Рон Ковик (ветеран на параде, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 28.06.2016
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Оливер Стоун отчасти рисковал, обращаясь к судьбе Рона Ковика. Все прекрасно помнили, какой мощный резонанс вызвала автобиографическая книга этого ветерана вьетнамской войны вскоре после того, как вышла из печати в 1976-м году. Брюс Спрингстин, в частности, посвятил ему исполнение пронзительной песни Darkness on the Edge of Town, а Джейн Фонда подчёркивала, что именно Рон послужил прототипом Люка Мартина (в драме «Возвращение домой» /1978/), блестяще сыгранного Джоном Войтом. Но для Стоуна, тоже прошедшего Вьетнам (уже по этой причине сотрудничество в процессе написания сценария не вызывало трудностей), фильм казался важным немного по иной причине. Если Хэл Эшби находился среди первопроходцев, нарушавших негласный запрет на широкое обсуждение в обществе последствий позорной войны, то спустя десятилетие – настало время, как говорится, собирать камни, подводить плачевные итоги. Это действительно развитие тематики «Взвода» /1986/, взгляд на те же самые события несколько под иным углом и одновременно – гипотетическое продолжение: нечто подобное могло произойти и с Крисом Тейлором, если б ранения, по которым его комиссовали, имели серьёзные последствия для здоровья. Между прочим, Оливер некоторое время даже рассматривал кандидатуру Чарли Шина, но приглашение Тома Круза обернулось редкой удачей и для авторов, и для самого кумира, которому лучшей наградой стала (нет, не премия «Золотой глобус» и не номинация на «Оскар»)… медаль Бронзовая звезда, подаренная Ковиком. Вообще же свыше десяти актёров, снимавшихся в упомянутой картине, были повторно задействованы Стоуном.
Последний аспект принципиален для лучшего понимания замысла, и прежде всего исполнены символизма партии, доставшиеся Тому Беренджеру и Уиллему Дефо. Появление в школе комендора-сержанта Хейса, рассказывающего о возможностях (и о форме, о красивой форме, заворожившей старшеклассников), открывающихся перед теми, кто вступит в Корпус морской пехоты, окончательно убедило Рона связать судьбу со службой Родине. Чарли же, другой парализованный ветеран, вернёт его к жизни, поможет побороть глубокую депрессию и, что ещё существеннее, на собственном опыте покажет бесперспективность такого прозябания — в нескончаемых пьянках, азартных играх и визитах в роскошный мексиканский бордель. Прошедший через горнило войны, через ад реабилитации в госпитале, через невозможность возвратиться домой (кульминацией становится разрыв с родителями, любящими, понимающими, но расписывающимися в бессилии помочь отпрыску), через бездну отчаяния Ковик, по сути, родится заново. И повторное рождение того, кто появился на свет четвёртого июля – в День независимости США, будет связано с обретением высокого смысла. Создатели фильма не отрицают (наоборот, в данном отношении тоже чувствуется преемственность мотивов «Взвода») вины американских солдат и офицеров, чьё прибытие на землю Вьетнама принесло местному населению – принесло объективно, даже помимо многочисленных постыдных «эксцессов» – массу горя и страданий. Не стараются принизить или обойти молчанием боль тех, чьи сыновья, мужья, отцы навсегда остались на чужбине… Но режиссёр, безусловно, прав, заверяя, что такие личности, как Рон достойны восхищения не только по причине того, что личным примером доказывают: пока человек не сник духом, не утратил веру в себя и в других людей, ничто не потеряно, какие бы душевные и телесные раны ни саднили. Говоря правду об увиденном и испытанном лично (причём выступления на митингах и акциях протеста далеко не всегда обходились без насилия со стороны полиции), он внёс заметную персональную лепту в изменение общественного мнения, не позволившую искалечить ещё одно поколение. Большой зрительский успех1 «Рождённого четвёртого июля» вступил в диссонанс с новой, неоконсервативной политикой Белого дома, подразумевавшей помимо прочего изживание «вьетнамского синдрома». Ковик окажется в числе тех, кого не убедит эйфория победы Запада над социалистическим блоком – и кто, не поддавшись мощной пропагандистской обработке, продолжит публично выступать с резкой критикой новых войн (в Ираке, Югославии…), затеянных поборниками свободы и демократии.
.
__________
1 – При бюджете $14 млн. кассовые сборы в национальном прокате составили $70 млн., в мировом – $161 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Большакова Е. Рождённый третьего июля // Ровесник. – 1990, № 8. – 29-30.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий