Розовая пантера наносит ответный удар / The Pink Panther Strikes Again (1976)
Полнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).
Другие названия: «Инспектор Клузо и машина судного дня» / «Inspector Clouseau and the Doomsday Machine», «Инспектор Клузо снова наносит удар» / «Inspector Clouseau Strikes Again», «Инспектор Клузо наносит ответный удар» / «Inspector Clouseau Strikes Back», «Розовая пантера наносит ответный удар» / «The Pink Panther Strikes Back» (международное англоязычное название).
Великобритания, США.
Продолжительность 103 минуты.
Режиссёр Блейк Эдвардс.
Авторы сценария Фрэнк Уолдман, Блейк Эдвардс.
Композитор Генри Манчини (номинация на «Оскар» за песню Come to Me на музыку Генри Манчини и слова Дона Блэка).
Оператор Гарри Уоксмен.
Жанр: комедия, криминальный фильм
Краткое содержание
Шарль Дрейфус (Герберт Лом), проведший три года в стенах сумасшедшего дома, почти восстановил душевное здоровье, но… из-за нечаянной встречи с Жаком Клузо (Питер Селлерс, номинация на «Золотой глобус») все усилия психиатров идут насмарку. Не выдержав, он совершает побег в надежде отомстить своему бывшему подчинённому. Для исполнения задуманного все средства хороши!
Также в ролях: Лесли-Энн Даун (Ольга Борисова), Колин Блекли (Алек Драммонд), Барт Квоук (Като), Леонард Россите (Куинлен), Ричард Вернон (доктор Фассбиндер), Роберт Битти (американский адмирал), Дик Крокетт (президент США), Омар Шариф (египетский наёмный убийца, без указания в титрах), Джули Эндрюс (Эйнсли Джарвис, вокал, без указания в титрах).
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.07.2024
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
По сюжету психически больным является Шарль Дрейфус, который бы непременно оказался на свободе, если б Клузо не наведался морально поддержать бывшего шефа, но Блейк Эдвардс позже вспоминал, что в ходе съёмочного процесса поневоле убеждался в неадекватности Питера Селлерса. И это отнюдь не смешно… Слабое сердце вынуждало «звезду» избегать не то что трюков, а вообще появления в кадрах, где требовалась минимально ощутимая физическая нагрузка, из-за чего основное бремя легло на дублёра. Вместе с тем гениальность артиста, о душевном состоянии которого можно косвенно судить по последним ролям1, проявилась в том, что натянутые отношения с режиссёром и неприязнь к снимаемому фильму совершенно незаметны на экране. Мало того, рабочая версия длилась три часа, причём часть материала, оставленного в итоге на полу монтажной комнаты, была использована позднее (с весьма удручающим, заметим в скобках, результатом). Розовая пантера, представшая в традиционном рисованном прологе, спародировав персонажей нескольких популярных кинолент (от Кинг Конга до пленённой «звуками музыки» Марии в исполнении Джули Эндрюс, благоверной Блейка), нанесла такой ответный удар, что мало не показалось!
Если в ранних комедиях из популярного цикла высмеивались штампы криминальных картин (в первую очередь – об ограблениях, совершаемых преступниками с манерами джентльменов), то на сей раз создатели замахнулись чуть ли не на «бондиану». Особенно забавно, что Омар Шариф, накануне ангажированный Эдвардсом в шпионскую драму «Финиковая косточка» /1974/, блеснул в образе таинственного египетского наёмного убийцы, по ошибке пристрелившего не того человека, а затем позволившего соблазнить себя красавице Ольге Бариосовой (да-да, присланной с аналогичным заданием из СССР), так и не понявшей, что произошла ошибка. И, конечно же, свихнувшийся Шарль демонстрирует размах и буйство фантазии, достойные самых опасных противников агента 007. Беспросветная глупость Жака, оттачиваемая, в частности, в уморительных поединках со слугой-ниндзя Като Фонгом, служит своего рода оберегом. Выслушав доклад о том, что десятки профессиональных ликвидаторов из разных стран мертвы, президент США (американцы отметили, что Дик Крокетт весьма точно сымитировал Джеральда Форда) в сердцах замечает, что теперь понимает Дрейфуса: этот нелепый индивид – целая армия в единственном числе.
Словом, это тот случай, когда смеёшься на сеансе почти без передышки, не уставая поражаться чувству юмора и изобретательности авторов. Даже не верится, что руководство United Artists едва не отдало уморительного персонажа на откуп ТВ: ведь сценарий полнометражного фильма вновь, как и в случае с предыдущей частью, вырос из наброска предполагаемого телесериала. Картина закономерно снискала огромный успех: общемировые кассовые сборы оцениваются в $75 млн. (при производственном бюджете $6 млн.). Охотно верю, что на лондонской премьере картины огромное удовольствие получил король Карл III, хоть и не обрадовавшийся отсутствию Селлерса, проигнорировавшего торжественное мероприятие из-за того, что его тогдашней избраннице Линн Фредерик не прислали приглашения. Обиды имеют свойство со временем забываться, а вот фильм доставляет смех и радость всё новым поколениям зрителей.
.
__________
1 – Как в замечательной трагикомедии «Будучи там» /1979/, так и в совершенно несмешном «Дьявольском заговоре доктора Фу Манчу» /1980/.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий