Рыбка по имени Ванда / A Fish Called Wanda (1988)
США, Великобритания.
Продолжительность 108 минут.
Режиссёры Майкл Кричтон, Джон Клиз (без указания в титрах).
Автор сценария Джон Клиз по сюжету Джона Клиза и Майкла Кричтона.
Композитор Джон Дю През.
Оператор Алан Хьюм.
Жанр: комедия, криминальный фильм
Краткое содержание
Американка Ванда Гершвиц (Джейми Ли Кертис) представляет любовнику-англичанину Джорджу Томасону (Том Джорджесон) и его правой руке Кену Пайлу (Майкл Пэйлин) Отто Уэста (Кевин Клайн, премия «Оскар»), выдав того за своего брата и бывшего агента ЦРУ, которого как раз не хватало, чтобы осуществить дерзкое ограбление ювелирного магазина. Акция проходит без сучка без задоринки — но у каждого члена банды есть и собственные виды на драгоценности.
Также в ролях: Джон Клиз (Арчи Лич), Патриция Хейс (миссис Коуди), Джеффри Палмер (судья), Синтия Клиз (Порша, в титрах как Cynthia Caylor), Питер Джонфилд (инспектор Марвин), Стивен Фрай (Хатчисон).
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.01.2013
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Эпохальную (иначе не скажешь!) встречу живого классика «илингской» комедии, по такому поводу вернувшегося с телевидения, и «звёзд» труппы «Монти Пайтон», разумеется, с нетерпением ждали все почитатели английского юмора. Но на подобный триумф, думаю, вряд ли кто-то рассчитывал всерьёз. «Рыбка по имени Ванды» не только пользовалась бешеным спросом по всему миру, в двадцать пять раз (!) компенсировав1 производственные затраты в размере $7,5 млн., и периодически, чуть ли не с премьеры, удостаивалась чести фигурировать в рейтингах лучших кинокомедий всех времён, составляемых разными изданиями. Печальным, но, увы, не подлежащим сомнению доказательством убийственного комического эффекта, извлечённого кинематографистами, стал… летальный исход, которым в 1989-м году завершился сеанс для датчанина Оле Бентцена2 . Из серии «нарочно не придумаешь»… Хотя британские остроумцы бы – придумали!
Майкл Кричтон словно окунулся с головой в пору разудалой юности, вовлекая публику в стремительные и безостановочные перипетии фильма об ограблении (о сложном и курьёзном ограблении) в духе своей, наверное, вершинной картины «Банда из Лавендер Хилл» /1951/, в память о которой в квартире Пайла даже фигурирует макет Эйфелевой башни. Изощрённая интрига петляет, точно преследуемый полицией автомобиль – по ухабам лондонской мостовой, а действующие лица, только и думающие о том, как бы околпачить ближнего, кажется, основательно запутались в череде тех масок, что приходится менять с неимоверной скоростью. Один только Арчи Лич мужественно отстаивает достоинство истинного джентльмена и кристально честного юриста, подвергаемого нешуточным испытаниям, грозящим перевернуть с ног на голову всё размеренное, благопристойное и, чего греха таить, скучное, нервозное, вконец опостылевшее существование мэтра. Джон Клиз (или всё же Майкл Пэйлин, оставивший за собой образ недалёкого заики, не чающего души в немых питомцах?) не удержался и от прямой реминисценции из славного «монтипайтоновского» творчества, сделав полноправным, пусть и невольным, участником событий мирно плавающую в аквариуме рыбку, названную в честь неотразимой мошенницы.
Казалось бы, забавная деталь, остроумный штрих – и не более. Но, показав во вступлении крупным планом преисполненные мира и спокойствия глаза «Ва-ва-ванды», с которой привычно здоровается Кен, авторы придали действу философский оттенок, причём это не кажется шуткой, как в случае с чтением (и последующим претворением в жизнь) Отто сочинений Фридриха Ницше. Глупые людишки носятся как угорелые, притворяются, обманывают друг друга, на пределе сил и фантазии выкручиваются из нелепых ситуаций и искренне убеждают самих себя, что злополучные бриллианты послужат достаточным вознаграждением за безостановочную суету сует. Впрочем, злой рок, вдоволь поглумившись над бедолагами (чего только стоит череда неудач, преследующих Пайла в элементарнейшем деле – устранении беспомощной старушки-свидетельницы!), в итоге смягчается и награждает самых достойных…
.
__________
1 – Шестое место в сезоне с результатом $189,6 млн., причём на североамериканский прокат пришлась лишь треть кассовых сборов.
2 – Причиной смерти стала остановка сердца от дикого хохота, напавшего на зрителя во время сцены, когда Отто пытает Кена картофельными чипсами.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Видеоклуб // Ровесник. – 1990, № 12. – С. 32.
Краснова Рена. Джейми Ли Кертис. На перекрёстке жанров // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 105-106.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий