С меня хватит! / Falling Down (1993)

Иозефавичус Геннадий. Основной инстинкт падения // Видео-Асс Премьер. – 1993, № 16. – С. 28.

Основной инстинкт ПАДЕНИЯ

Падение (Falling Down)

Майкл Дуглас опять вляпался в скандал. Не успела американская общественность очухаться от его «Основного инстинкта», как актер начал свое триумфальное «Падение» по экранам Североамериканских Соединенных Штатов. На сей раз «юный спартаковец» (надеюсь, читатели помнят, что отец Майкла Дугласа – Кирк – известен отечественным зрителям по исполнению роли Спартака в одноименном фильме Стенли Кубрика) решил предстать в образе «среднего американца», возмущенного несправедливостью жизни и пытающегося исправить ее подручными средствами. Он настолько «средний», что и имени для него не нашлось: все будут звать его просто «Дифенс» – по номерным знакам» D-FENS» его дешевенького автомобиля, – тем более, что с этими литерами ассоциируется слово «defense», переводимое как «защита», а именно «защитником угнетенного человечества» и считает себя горой Дугласа.

В начале фильма Дифенс на своем «D-FENS» застревает в дорожной пробке и, будучи не силах бороться с окружающей действительностью в виде залетевшей в салон мухи, просто бросает машину посреди дороги. Не найдя ни на обочине, ни в карманах мелочи для телефона, он направляется в ближайший магазин, где на просьбу разменять доллар хозяин-азиат не очень вежливо отвечает предложением купить какую-нибудь мелочь. Товар не показался герою дешевым и он начинает истерично выколачивать подвернувшейся под руку бейсбольной битой из азиата воспоминания о ценах шестидесятых годов. Этой же битой Дифенс расправляется с квартальными хулиганами, после чего отбирает у них бандитский нож, с помощью которого отправляет на тот свет фашиста – хозяина магазина военной амуниции; выстрелом из базуки он разносит нечто дорожно-строительное. Короче, Остапа понесло… При всем этом он целенаправленно двигается в направлении к дому бывшей жены, чтобы поздравить с днем рождения любимую дочку. Такой разгул индивидуального бандитизма заставил полицию броситься в погоню за спятившим героем. На его след выходит детектив Прендергаст (Роберт Дювалл), который и настигает незадолго до финальных титров «Падения» своего протагониста. Дифенс погибает, а Прендергаст уходит на пенсию. Странно, но американский фильм оказался без хэппи-энда! Идеальный кандидат для советского проката времен «Принципа домино». Ко всему, в картине просто нет положительного героя – Дифенсу мы, конечно, симпатизируем, но, по-интеллигентски страшимся тех решительных мер, к которым прибегает горой Дугласа. Прендергаст же прежде всего легавый…

Катаклизмы, происходящие на протяжении двух часов «Падения», объясняются тем, что всегда жравший по правилам герой ныне чувствует себя обманутым. Он очень и очень обозлен. Он – один из тех, кто сделал эту страну великой, и пытается вернуть ей величие вновь. Основными теперь объявляются иные инстинкты…

Одной фразой фильм Джоэла Шумахера можно было бы определить примерно так: «Картина о человеке, пытающемся разрешить проблему, но теряющем перспективу и становящемся частью этой Проблемы, не имея ни единого шанса на ее разрешение». Сложно? Так и жизнь непроста.

Геннадий Иозефавичус

28

Pages: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+